Федеральная служба по тарифам будет не только устанавливать цены на услуги телефонной связи, но и контролировать обоснованность представляемых компаниями-монополистами расчетов. Кроме того, государство намерено определять тарифные планы не только для абонентов-граждан, но и для юридических лиц.
Проверять финансово-хозяйственную деятельность операторов будут до утверждения тарифных планов, которые должны корректировать не реже одного раза в год. Это должно исключить спекуляции со стороны естественных монополистов. Соответствующие поправки в действующие нормативные акты 25 сентября подписал премьер-министр Виктор Зубков.
Из ФСТ, да с секретным предписанием
Порядок утверждения тарифов на местную телефонную связь, принятый более года назад самой Федеральной службой по тарифам, предусматривает, что введение «повременки» или иное изменение системы тарификации не должно сопровождаться увеличением (уменьшением) доходов операторов связи и соответственно общих расходов потребителей в условиях неизменности объема услуг. Однако у службы не было никаких рычагов контроля. Расчет тарифов проводился на основе заявки самого оператора и данных отчетного периода, предшествующего ее подаче. Проверять последствия изменения системы тарификации федеральная служба не могла.
Теперь ФСТ уполномочили проводить не только предварительную экспертизу, но и контрольные мероприятия, в том числе выездные проверки. Они могут быть плановыми (раз в два года) и внеплановыми (ревизии). Для этого федеральная служба может привлекать как государственные структуры (федеральные и региональные), так и независимые организации – экспертов. Введены и жесткие ограничения прав проверяющих. Например, изымать оригиналы документов оператора не могут даже сотрудники самой ФСТ. Продолжительность контрольных мероприятий не должна превышать одного месяца (в исключительных случаях – два месяца).
Чудесные тарифы
А вопросы у аналитиков должны возникнуть. Например, ОАО «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) в этом году показывает просто «экономическое чудо». В конце 2006 года, рассмотрев представленные компанией расчеты, ФСТ снизила предлагаемые к утверждению максимальные тарифы. После этого оператор, «учитывая интересы абонентов», уменьшил стоимость «безлимитки» еще на 30 процентов. И при таком снижении «экономически обоснованных тарифов» СЗТ по итогам I полугодия 2007 года увеличил прибыль более чем в 1,5 раза! Специалисты ФСТ не смогли объяснить этот нонсенс.
Отчасти секрет этого «чуда» кроется в так называемой системе раздельного учета, которой в СЗТ занимается целый отдел. Например, в себестоимость услуги на подключение телефона входит некоторая доля затрат на содержание здания центрального офиса компании. Другая доля этих расходов включается в себестоимость услуг Интернет и т.д. Вот только всерьез проверить эти расчеты пока никому не удавалось. А у экспертов Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленобласти, рассматривающих обоснованность введения платы за доступ на модемные пулы конкурирующих провайдеров, ссылка представителей СЗТ на раздельный учет вызвала смех.
Напомним, что законность установления действующих тарифов уже оценивал Верховный Суд России. Заявитель, которого поддержал Союз потребителей России, доказывал незаконность включения в ежемесячный тариф платы за предоставление в постоянное пользование абонентской линии (в Санкт-Петербурге это 130 рублей, которые взимаются даже с «повременщиков», не сделавших ни одного звонка в месяц). Однако суд отклонил доводы потребителя.
Офисная «безлимитка»
Также ФТС будет устанавливать для абонентов-организаций всю линейку тарифных планов: с повременной, абонентской и комбинированной системой оплаты местных телефонных переговоров. Сейчас эти тарифы для граждан утверждаются федеральной службой, а в отношении юридических лиц – самим оператором.
Вот тут возникает много вопросов. Формально государственному регулированию эти тарифы подлежат уже с момента вступления в силу принятых 25 сентября поправок, т.е. уже через 10 дней после их официального опубликования. К этому сроку федеральная служба никак не сможет рассчитать, утвердить и опубликовать тарифы для организаций. А взимать самостоятельно установленную плату за услуги, цены на которые подлежат государственному регулированию, оператор не вправе. А что делать, если государство тариф не установило? Теоретически, брать столько же, сколько с граждан.
Если следовать методикам самой ФТС, то цены на услуги связи для организаций не могут отличаться от тарифов для населения. Ведь в их основе лежит расчет себестоимости и нормативной прибыли. А расходы на укладку провода, по которому идет сигнал, установку оборудования на станции и иные расходы не зависят от правового статуса пользователя телефона. Сейчас же тарифы для граждан и компаний существенно отличаются: за «безлимитку» СЗТ берет с юридических лиц в 1,5 раза больше, чем с квартирных абонентов (450 вместо 295 рублей).
Павел Нетупский,
специально для «Фонтанки.ру»
Поделиться