Открытие движения по обновленному Лиговскому проспекту намечено на 17 ноября. Ранее назывались другие даты — сначала 1-е, потом 10-е ноября. Однако, как предсказывали скептики, дорога так и не была открыта, хотя на официальном сайте ГУП «Горэлектротранс» даже была опубликована информация об изменении маршрутов «в связи с открытием Лиговского проспекта». В четверг по Лиговке в последний раз прошлась чиновничья комиссия. До нее проспект исследовал корреспондент «Фонтанки».
Напомним, что перед реконструкцией проспекта Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству обещал закончить все дорожные работы аж к 15 сентября. Но и по сей день не закончен ремонт фасадов, а асфальтовое покрытие тротуаров, мягко говоря, оставляет желать лучшего, поскольку не имеет уклона, и вода скапливается в большие лужи. Между тем в реконструкцию было вложено более 700 миллионов рублей. Хотя первоначально звучала сумма в 900 миллионов.
Для того чтобы сесть в трамвай, пассажирам придётся спуститься с тротуара, сделать два шага и потом уже забираться в вагон. Ещё перед реконструкцией КБДХ сообщал, что подобного в России ещё не было и для реализации выбранного проекта с сохранением трамвайных путей и полосы для автобусов нет необходимых строительных норм. Теперь можно услышать, что расположение посадочных платформ от путей на расстоянии 1 метра регулирует какой-то СНиП. Расположение же остановочных павильонов вызывает грустную улыбку. Например, на остановке «Новокаменный мост» "аншлаг" установлен метрах в 60-ти. А по должностной инструкции водитель должен будет останавливать вагон только возле него, а не у крытых павильонов с ожидающими пассажирами.
На Новокаменном мосту «забыли» сделать дренажные стоки, в результате чего вода застаивается на нём, а при наступлении морозов превращается в каток. В нескольких местах столбики ограждений ремонтники умудрились поставить так, что секция ограждений либо не влезает в проём, либо наоборот не хватает её длины. Всё это закрепили по «временной схеме» металлическими лентами. Переставлять столбики уже нет времени.
Впрочем, эти мелкие недоделки ничто по сравнению с проблемами, которые уже возникли и будут возникать в дальнейшем. Например, если трамвай 25 или 49 маршрута проходит почти весь свой путь по выделенной полосе, то автобусы будут упираться в забитую площадь Восстания с одной стороны и в Московский проспект или Расстанную улицу с другой. Самые большие проблемы могут возникнуть именно на Расстанной. Не очень широкая улица останется открытой для всех видов транспорта. В то время как её надо было «закрыть» от машин, оставив только общественный транспорт. А потоки автомобилей можно было развести по параллельным Курской и Прилукской улицам, сделав их односторонними на всём протяжении. Кроме этого можно было осуществить пробивку улицы Тосина до Касимовской, расширив её до 6 полос.
По-прежнему странным выглядит решение снять трамвайные пути возле Московского вокзала. Также на этом участке автобусы лишаются приоритета, а значит, от Кузнечного переулка они, быстро двигавшиеся по «выделенке», будут вставать в общую пробку. Причём, уже сегодня понятно, что значительных улучшений от снятого трамвая на площади Восстания не наблюдается. Кроме этого, теперь забита автотранспортом и 2-ая Советская улица, начиная от проспекта Бакунина. Затор на Староневском тянется с площади Александра Невского.
Ещё год назад общественное движение «Петербуржцы за общественный транспорт» высказало предположение, что расширение Лиговки на две полосы не принесёт ожидаемого облегчения, поскольку пересечения транспорта на площади Восстания в одном уровне никуда не пропадут, а станут только более запутанными. Именно эту картину и можно наблюдать сегодня. Исчерпана пропускная способность перекрёстка, и дополнительные потоки транспорта только усугубляют и без того сложную ситуацию.
Получается, что можно было со спокойной душой не трогать трамвайные пути, запустив туда автобусы, чтобы они могли сразу оказываться на Невском проспекте, а не стоять в общей массе автомобилей. Это выглядит более логичным и потому, что в планах у комитета по транспорту есть создание выделенных полос для общественного транспорта и на Невском проспекте. Тем более что на участке от площади Восстания до Полтавской такая полоса уже есть.
В противостоянии КБДХ и Комитета по транспорту первому удалось «оторвать» от проекта кусок выделенной полосы у Московского вокзала. Впрочем, позиция комитета по транспорту тоже не выглядела очень жесткой. В ответе на запрос депутата Алексея Ковалёва председатель комитета Александр Дацюк ссылался на низкий транзитный поток в трамваях, проходящих через площадь Восстания. Однако обследование пассажиропотока визуально-табличным методом было проведено после закрытия 44 трамвайного маршрута и существенного изменения трамвайного маршрута 10 в связи со снятием путей на Большеохтинском мосту и Новгородской улице. Однако странно, почему именно отсутствие транзитного потока стало поводом для закрытия движения трамвая. Если рассуждать подобным образом, то можно закрывать Московский и все остальные вокзалы (кроме Ладожского), поскольку все пассажиры выходят, и никто не едет через вокзал транзитом.
После открытия на Лиговском проспекте будут восстановлены 2 трамвайных маршрута - 25 и 49 до Кузнечного переулка. Кроме этого к ним добавится ещё и 16-й трамвай, который будет ходить от Карбюраторного завода до площади Репина. По данным ГУП «Горэлектротранс», интервал движения 25-го и 49-го будет в среднем около 4-5 минут.
Впрочем, не обошлось и без странных ограничений скорости для трамваев. В некоторых местах стоят знаки ограничения скорости до 30 километров в час. С чем это связано, совершенно непонятно. Безусловно, что может быть некоторый обкаточный период, когда скорость движения может быть снижена. Однако установлены постоянные знаки, ограничивающие скорость даже в слабозаметных глазу кривых участках пути. Списать это на период усадки балласта невозможно, поскольку пути почти на всём протяжении уложены на монолитную бетонную плиту, а значит, подвижек быть не может. Прокомментировать введения ограничений в ГУП «Горэлектротранс» не смогли.
Лиговский проспект станет первой улицей города, где насильно уберут все маршрутки. Точнее, почти все, поскольку, как сообщили в Комитете по транспорту, возможно, останутся два коммерческих маршрута - 139-й и 170-й. Первый проходит проспект транзитом на небольшом участке и будет двигаться в общем потоке машин, а второй делает кольцо возле метро Лиговский проспект. Возможно, что его перенесут на Тамбовскую улицу и улицу Черняховского.
Три существующих автобусных маршрута: 3, 74 и 65 – будут усилены. А вместо коммерческих пойдут муниципальные автобусы с номерами 91, 54 и 76 в Купчино, 26 – на Юго-Запад, 141 и 59 в Московской район. Один из автобусных маршрутов в Купчино компенсирует закрытый 42 троллейбусный маршрут.
Владимир Федоров,
фото автора
Фонтанка.ру