Как известно, в день выборов любая агитация запрещена законом. Поэтому 2 декабря в эфире телеканалов впервые после недель затяжных агитационных боев воцарилась настоящая идиллия. Смолкли залпы медийных пропагандистских орудий, утихли бури гневно-разоблачительных кампаний. Торжественностью момента (страна, как-никак, вступала в новую политическую эру) решили воспользоваться производители развлекательной телепродукции: канал «Россия» провел премьеру сериала «Ликвидация».
Главный госканал страны, к слову, сделал не столь уж оригинальный ход. В день выборов массовая культура захватила эфир практически на всех кнопках (благо, захватывать надо было не столь обширные территории, ведь, как известно, сериалы и шоу и без того имеют безраздельное господство в телевизионной среде). Уставших от непрекращающегося давления на мозги избирателей повелители медийного царства решили погрузить в счастливый летаргический сон, где вместо приевшихся россказней о том, что жить стало лучше и веселее, людям была дарована спасительная доза релаксации. Причем зачастую, выбор демонстрировавшихся в воскресенье развлекательных программ оказывался далеко не случаен.
К примеру, «НТВ» зарядило нон-стопом на целый день (с перерывами исключительно на спецвыпуски информационной программы «Сегодня») культовый сериал «Улицы разбитых фонарей». Это только с одной стороны, все здесь предельно ясно и очевидно: мол, «Менты» - наиболее успешный «бандитский» сериал в истории постсоветского телевидения, «НТВ» - самый криминализованный по содержанию канал и т.д. На самом деле, стоит копнуть немного глубже и непременно натыкаешься на серьезную политическую логику. Судите сами: «Улицы разбитых фонарей» в какой-то мере – виртуальный памятник эпохе 90-х, как нельзя более полно зафиксировавший характерный для тех лет феномен беспрецедентного роста преступности.
Это же десятилетие, символом которого стали малиновые пиджаки и шестисотые «мерины», очень недолюбливает президент Путин. Глава государства регулярно в своих речах обращается к различным моментам, определявшим общественную и политическую жизнь в девяностые – будь то разгул криминала или распиливание национальных богатств олигархами. Так президент, во-первых, находит более чем убедительные доказательства того, что к моменту его прихода к власти страна находилась на краю пропасти, а, во-вторых, - дает понять: Россия никогда не вернется в прежние времена.
Получается едва ли не парадокс: показав несколько серий «Ментов» подряд, «НТВ» не просто позволило народным массам хорошенько расслабиться, а произвело настоящий шаманский ритуал и навсегда простилось с ушедшей политической эрой. Сожгло корабли и мосты, если угодно.
Не лишенным определенной символической нагрузки оказался и выбор «Первого канала». Здесь нам был показан относительно новый российский боевик «Егерь» - откровенно бредовый и халтурный, но (и это для телересурса г-на Эрнста важнее всего) «правильный» в идеологическом отношении фильм, по-своему учащий зрителя родину любить. Главный герой картины - защитник леса (который, опять-таки – наше национальное богатство) и бывший спецназовец - кажется фигурой показательной. Мало того, что данный персонаж сам по себе являет образец честного и бескорыстного служения отечеству, так еще сыгран он артистом Игорем Лифановым, ранее поднаторевшим в изображении бандитов всех мастей, а теперь переключившимся на роли положительные. Получается этакое косвенное указание на раскаяние и идеологическое прозрение.
Однако главным телевизионным событием (помимо освещения хода выборов и оглашения их итогов, разумеется) стала премьера сериала «Ликвидация», повествующего о борьбе с бандитизмом в послевоенной Одессе. Этот многосерийный телефильм Сергея Урсуляка («Русский регтайм», «Сочинение ко Дню Победы») пополнил ряды лент, относящихся к востребованному нынче жанру ретроспективного сериала, встав где-то посередине между «Звездой эпохи» и проектом «МУР есть МУР». Впрочем, у создателей нового четырнадцатисерийного фильма амбиции нешуточные: они предполагают, что «Ликвидация» станет настоящей классикой детективного кино, равной по значимости таким советским телевизионным шедеврам, как «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя».
Кстати, именно с последним фильмом новый сериал роднит многое: та же обстановка и антураж (послевоенная полунищая страна, терзаемая вооруженными бандами), те же сюжетные ходы и сценарные схемы (внедрение сотрудника органов в состав шайки), тот же неспешный, размеренный, но от этого не менее увлекательный стиль повествования. Наконец, даже музыкальное оформление «Ликвидации» - все эти душещипательные оркестровые темы – и то отсылает нас к всенародно любимой работе Станислава Говорухина. Периодически и вовсе кажется, будто Урсуляк снимал не самостоятельную картину, а римейк «Места встречи». До боли знакомым выглядит, скажем, эпизод с преследованием милиционерами грузовика (вспоминаем серию со взятием Фокса) или сцена с героем-оперативником, склонившимся в полутемном кабинете над своим рабочим столом (прям Володя Шарапов, потерявший важные бумаги). В общем, не случайно в минувшую субботу «Первый канал» применил пресловутую технологию контр-программирования, запустив на целый день фильм «Место встречи изменить нельзя». Дескать, смотрите классику, а не римейки.
Однако, главного героя «Ликвидации», начальника УГРО, зовут не Глеб Жеглов, а Давид Маркович Гоцман (Владимир Машков). На протяжении четырнадцати серий фильма этот человек – типичный абориген, коренной одессит и виртуоз сыскного дела, известный в своем городе каждой собаке и каждому карманнику – будет вести борьбу против местных «Черных кошек». Тем же займется и маршал Жуков (Владимир Меньшов), который в 1946 году действительно был сослан командовать Одесским военным округом. Находившийся на тот момент в опале полководец разобрался с местной преступностью с присущей одному ему жесткостью и решительностью, проведя несколько успешных операций. Прототипом главного героя, подполковника Гоцмана, выступил Давид Маркович Курлянд – легендарный одесский персонаж и гроза уголовного мира, человек, имя которого обросло огромным количеством легенд.
«Ликвидация» (и это нынче большая редкость) выглядит добросовестно выполненным продуктом. Дело тут даже не в обилии звезд. Скажем, тот же Машков в роли Гоцмана ничего гениального зрителю не демонстрирует, банально выезжая на своем природном «мачизме». Не блещет в роли Жукова и Меньшов. Владимир Валентинович, проигрывая по всем статьям в этом амплуа великому Михаилу Ульянову, создает весьма ограниченный образ вечно раздраженного, непрестанно орущего на всех «большого человека». Такое впечатление, что на съемочную площадку «Ликвидации» разгоряченный Меньшов прибыл прямо со скандальной церемонии вручения кинонаград, где создатель картины «Москва слезам не верит» отказался вручать приз фильму «Сволочи». Зато необычайно хороши исполнители ролей второго плана: Сергей Маковецкий, сыгравший бывшего карманника Фиму или Светлана Крючкова, виртуозно изобразившая обычную одесскую тетушку, несущую милейшую чепуху о пойманной рыбе и прочих нехитрых вещах.
Создателям сериала удалось довольно достоверно (так, по крайней мере, кажется) воссоздать атмосферу послевоенной Одессы со всеми ее уютными двориками, разбитыми мостовыми и обшарпанными лестницами. Что удивительно, подобную натуру съемочной группе долго искать не пришлось (напрашивается вопрос: а легко было бы американским кинематографистам, решись они снимать фильм о Чикаго середины прошлого века?). Сложнее вышло с произношением артистов, над которым специально работал одесский лингвист. Специфический южный говорок присутствует в «Ликвидации» даже с избытком - в некоторых эпизодах буквально перестаешь понимать, о чем идет речь.
Не больно-то оригинальный, но зато добротный и увлекательный сериал наверняка завоюет симпатию зрителя. И это, извините за невольный политический каламбур, будет справедливо. Досадно одно: с понедельника извечный конкурент «России» «Первый канал» начинает показ долгожданной телеверсии «Преступления и наказания». Такой издевательский ход по отношению к аудитории, снова обрекаемой на разрывание между двумя кнопками, сложно назвать справедливым.
Сергей Ильченко-мл.
Поделиться