Под самый конец ушедшего года произошло одно из наиболее интересных и важных событий нынешнего музыкального сезона - петербургская премьера новой оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова».
Уже полвека имя Родиона Щедрина занимает место в ряду самых известных композиторов современности: музыкой двадцатипятилетнего автора дирижировал Леопольд Стоковский, а на рубеже веков Германия, где сегодня живет Щедрин, предложила ему написать оркестровую прелюдию к Девятой симфонии Бетховена. С легкой руки Щедрина вся страна запела о монтажниках-высотниках, а примой балетов композитора всегда была Майя Плисецкая, по инициативе которой написана «Кармен-сюита» – сочинение, которое сегодня исполняется в мире (на театральной сцене, в концерте или по радио) каждый день! Петербургская премьера «Боярыни Морозовой» стала подарком города к 75-летнему юбилею композитора.
Это сочинение композитор вынашивал почти три десятилетия. По собственным словам Щедрина, его давнишней мечтой было «подобраться к трагичнейшей странице российской истории, странице церковного раскола в XVII веке». Композитор кропотливо и тщательно изучал старообрядческую литературу, многие исторические источники, порой весьма противоречивые. Для воссоздания духа эпохи Щедрин составил либретто на старославянском языке и на основе подлинных летописных текстов XVII века: «Жития протопопа Аввакума», «Жития боярыни Морозовой, сестры ее княгини Урусовой и Марьи Даниловой», а также писем Аввакума к Морозовой и ее сестре.
Изначально центральным образом исторической оперы должен был стать протопоп Аввакум. Тем не менее, ключевым в опере стал женский образ Морозовой, в котором воплотились яркий характер и личность боярыни – самой богатой женщины России своего времени, одной из приближенных Алексея Михайловича, ради веры своих предков принесшей в жертву всё: её сын был отравлен, а сама боярыня была подвергнута пыткам и умерла в острожной яме от голода вместе со своей сестрой.
Эту, как назвал ее автор, «русскую хоровую оперу» – мощное, необыкновенно самобытное и впечатляющее произведение – тем не менее, вряд ли можно назвать оперой в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это слово. Помимо отсутствия сколько-нибудь активного действа на сцене, к ассоциации с ораторией взывает и достаточно лукавое название сочинения, данное самим композитором - «хоровая опера». Однако опус, в котором хор практически заменяет собой оркестр, комментирует события и непосредственно участвует в них, уже восходит к принципам античной трагедии.
В наше время, когда удвоенные или даже утроенные составы симфонических оркестров в оперно-симфонических произведениях современных авторов уже не способны кого-то удивить, сюрпризом стало как раз другое - аскетизм в инструментальном составе сочинения, в котором помимо смешанного камерного хора задействовано всего три музыканта: трубач, литаврист и исполнитель на ударных инструментах. Последний работает, как говорится, не покладая рук: помимо достаточно традиционных ксилофона, вибрафона, гонга, колоколов и треугольника в партитуре, кажется, задействован весь мыслимый арсенал ударных – трещотки, звоночки, бубны и так далее. Хор в «Боярыне Морозовой» также употребляется композитором для создания звукоизобразительных эффектов: в нужных местах хористы гомонят, свистят, топают. Занят в опере и квартет исторических персонажей – сама боярыня, ее сестра, протопоп Аввакум и «тишайший» царь Алексей Михайлович.
В петербургской премьере «Боярыни Морозовой» принимал участие тот же исполнительский состав, которому композитор доверил право первого исполнения оперы в Москве в прошлом году. В первую очередь, конечно, надо отметить великолепное исполнение главного «действующего лица» – Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина. Превосходно играли Кирилл Солдатов (труба), Андрей Винницкий (литавры) и Виктор Сыч (ударные).
Меццо-сопрано Лариса Костюк в заглавной роли показала, помимо роскошного, плотного и ровного голоса, потрясающий уровень драматического исполнения. Партию княгини Урусовой достойно исполнила сопрано Вероника Джиоева, а вот Василий Ефимов (по воле автора протопоп Аввакум поет тенором) показался скорее подростком – солистом детского хора и свою партию спел весьма неубедительно – как по музыке, так и в техническом плане. В партии царя Алексея Михайловича обладатель приятного по тембру бас-баритона Михаил Давыдов оказался на высоте.
Были все необходимые атрибуты премьерного концерта: в самом начале юбиляра с супругой публика приветствовала бурными аплодисментами, а после исполнения весь зал встал и наградил Родиона Щедрина долгой овацией; затем хор и солисты под управлением Бориса Тевлина спели композитору «Многая лета», а Майя Плисецкая бесконечно раскланивалась из ложи своим многочисленным поклонникам; ей даже пришлось устроить для самых настойчивых нечто вроде коротенькой пресс-конференции.
Премьера «Боярыни Морозовой», несомненно, стала самым ярким событием текущего филармонического сезона, а предновогодняя атмосфера добавила к впечатлениям меломанов и ощущение маленького чуда.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка ру
Поделиться