В то время как на улицах города с каждым годом появляется всё больше и больше автомобилей, пропадает возможность куда-либо безболезненно и быстро на них доехать. Специалисты считают, что от пробок Петербург спасут платные дороги и парковки, быстрый общественный транспорт, новые дорожностроительные ГОСТы и система видеонаблюдения на дорогах. Только все эти меры вместе, по мнению чиновников, политиков и депутатов смогут развязать транспортные узлы. Самое действенное предложение: съездить в столицу, чтобы понять, что в Питере пробок нет...
За 2007 год в Петербурге было зарегистрировано около 300 000 новых автомобилей. По подсчётам ГУ «Дирекция организации дорожного движения», сейчас на каждую тысячу населения приходится примерно 250 машин, и это далеко не предел. Собственно, причины этого лежат на поверхности — рост благосостояния и развитые системы автострахования и автокредитования населения. Специалисты уверены: машин на улицах Петербурга год от года будет становиться ещё больше — скажется строительство новых заводов «GM», «Huindai», «Suzuki», «Nissan» - вдобавок к уже имеющимся «Ford» и «Toyota».
Однако в Европе, несмотря на то, что машин на душу населения приходится больше, дорожная ситуация намного проще. На 1000 человек в Риме, например, 600 автомобилей, Лондоне - 350, Хельсинки — 320. Финская столица организовала сеть общественного транспорта и систему дорогостоящих платных парковок. То есть населению создали все условия для того, чтобы ездить по городу на личном автотранспорте стало крайне невыгодно. На работу большинство финнов добирается в автобусах, трамваях и метро, а личные авто выгоняются из гаража только по выходным. И Петербург перенимает опыт западных коллег. Правда, в том виде, в котором общественный транспорт существует в Петербурге сейчас, эта картина кажется утопической.
Основной вид наземного общественного транспорта в городе в настоящий момент — это раскритикованное вице-губернатором Александром Полукеевым маршрутное такси. И даже если принять во внимание все озвученные чиновником проблемы, они окажутся лишь верхушкой айсберга, потому как главный недостаток этого вида транспорта — его размер. Петербургу действительно нужно переходить на вместительные автобусы и троллейбусы, для этих целей комитет по транспорту внедряет на дорогах выделенные линии. Однако действенным этот метод оказался пока только на Лиговском проспекте, где основной поток автомобилей отделён от общественного транспорта не только знаками и разметкой, но и мощным железным забором. Разделительные полосы на Большой Пушкарской и Большом проспекте Петроградской стороны особого эффекта не дали — водители игнорируют нововведения, несмотря на репрессии со стороны сотрудников ГИБДД.
Недавно перекрытый для личного автотранспорта участок Среднего проспекта Васильевского острова до сих пор вызывает негодование автомобилистов, чиновники уже даже хотели вернуть всё как было, но в последний момент передумали. Правда, по словам специалистов из ГУ «ДоДД», нововведения серьёзно снизили аварийность в этом месте - если раньше пешеходов возле станции метро «Василеостровская» сбивали по 10 раз в месяц, то после установки знаков не произошло ни одного серьёзного ДТП. Ещё одной действенной мерой в ГУ «ДоДД» считают введение одностороннего движения на ряде трасс (как это случилось на том же Васильевском острове) и переход с 1 июля на новую систему видеоконтроля движения и оповещения водителей о дорожных ситуациях с помощью специальных информационных табло. В этом году такая система заработает на Петроградской стороне.
Разгрузить пробки должны и новые дороги. Разработанная комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга «Концепция развития улично-дорожной сети до 2015 года» предполагает уже в ближайшие годы развязать самые проблемные транспортные узлы города, правда, заместитель председателя КБДХ Сергей Кельбах посетовал на то, что программа будет действенной, если машин в Северной столице не прибавится. «Новые дороги — это всегда хорошо. Только сколько их ни строй, всё равно будет мало. Скоро будем уходить в воздух, то есть строить 2-3 уровневые транспортные развязки по всему городу, а потом стоять в пробках и на них. Без приоритета городского транспорта перед остальным разрешить проблему пробок невозможно», - с грустью отметил первый заместитель комитета по транспорту Станислав Попов.
В комитете по транспортно-транзитной политике всё же полагают, что от пробок можно будет уйти, когда достроят ЗСД и КАД. Тогда основная масса транзитных грузовиков уйдёт из центра на эти дороги и дышать станет гораздо легче. Тем временем сам комитет решает проблемы городских портов, возле которых раньше наблюдалось огромное скопление автомобилей. Сейчас несколько морских терминалов ввели систему, по которой приём грузовиков осуществляется в порядке очерёдности. При этом у одних заявку на въезд можно оставить через интернет, а у других организована огромная стоянка перед въездом на территорию, где каждый водитель получает «номерок» и пересекает ворота только тогда, когда на информационном табло высветятся его цифры. На всех подъездных трассах в то же время установили знаки «остановка грузового транспорта запрещена». В случаях, когда таких мер не предпринято, дороги забиты большегрузами, как это сейчас происходит на «Парнасе».
Контроль за тем, какие грузовики ездят по дорогам страны в целом и города, в частности, должны осуществлять сотрудники ГИБДД. Однако в настоящий момент система построена так, что перевозчику выгоднее дать водителю лишние 200-300 евро для оплаты взяток на постах весового контроля (напомним, по дороге от Москвы до Петербурга таких 2), чем гонять 2, а то и 3 фуры, соблюдая все правила.
Сами же дороги, которые существуют сейчас, не лучшего качества, все большегрузы их очень быстро разбивают. Всё дело в том, что существующее дорожное полотно не рассчитано на современный транспорт и, естественно, 70-80-тонные автомобили очень быстро приводят его в негодное состояние. И это, к сожалению, касается и новых строящихся трасс. Тот же КАД ещё до завершения строительства уже местами прохудился. По словам Сергея Кельбаха, существующий порядок сдачи и приемки новых дорог основан на государственных стандартах, и экспертиза отталкивается именно от них. Однако, как считают специалисты, существующие ГОСТы уже сильно устарели. Соответственно, в правительство предлагается направить предложение по пересмотру ГОСТов в части изменения состава асфальтово-бетонных смесей. Это, по мнению заместителя председателя КБДХ, позволит существенно увеличить срок службы дорожного полотна.
Вообще же, чтобы разобраться в проблемах петербургских пробок, один из депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области Сергей Кузьмин предложил всем жителям города съездить в Москву: «Нужно просто приехать в столицу, показать всем транспортную ситуацию там, и все поймут, что у нас пробок попросту нет».
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Поделиться