Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как -5

4 м/с, с-з

761мм

78%

Подробнее

Пробки

1/10

Фото на память, или Прощай, улица Шкапина!

5734
ПоделитьсяПоделиться

В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».

Об улице Шкапина петербуржцы начали говорить в 2003-м, когда недалеко от Обводного канала немецкие кинематографисты снимали кино под названием «Бункер». Они сочли, что для съемок разрушенного союзниками Берлина лучшего места, чем современная питерская улица не найти. Да что там немцы, падкие на российскую экзотику! Даже отечественный режиссер Александр Буравский свой телевизионный фильм «Ленинград», посвященный блокаде, снимал здесь неподалеку – на территории завода «Красный треугольник».

Район этот и правда был не из престижных: фотограф Наталья Захарова, чья семья жила на Шкапина в течение пяти поколений, рассказывает, что крыс в их доме можно было встретить даже на седьмом этаже. Крысы были не единственным злом – неблагоприятная экологическая ситуация сочеталась с неблагополучной историей заселения – после революции в этот, тогда еще отдаленный от центра район, выселяли криминальный элемент.

В шестидесятые-восьмидесятые «Шкапуха» считался бандитским районом. И только визит европейских кинематографистов заставил петербуржцев, как высокопоставленных, так и не очень, обратить внимание на это колоритное место. Сразу же после окончания съемок администрация города, недовольная тем, что имидж Петербурга был подпорчен в глазах Европы, взялась за реконструкцию района - улиц Розенштейна, Шкапина и Обводного канала, а фотограф Наталья Захарова принялась фотографировать разрушаемые дома.

До начала расселения Наталии и в голову не приходило фотографировать собственную улицу. Казалось бы – радуйся, что сможешь улучшить свои жилищные условия за счет государства. Ан нет, Наталья почти физически ощущала страх родного дома, который стоял в ожидании разрушения как смертник, приговоренный к казни. Этот страх даже мешал ей спать.

Не знаю, способны ли вещи испытывать какие-то чувства, но зрители при созерцании работ Натальи Захаровой ощущают настоящий ужас. От этих, вполне реалистических фотографий, обработанных в авторской манере, остается ощущение полноценного фильма ужасов, в котором вполне себе одушевленные вещи и дома представляют для человека реальную опасность. И это не имеет отношения к ленинградскому фотоандеграунду, который в семидесятые снимал обшарпанные стены домов и бродящих среди них полупьяных люмпенов. Там фактура не пугала, а навевала ощущение новизны художественного взгляда на мир. А у Захаровой, на акварельно размытых фотографиях дома-призраки разевают рты-подъезды в немом крике и пялятся пустыми глазницами окон. Нечто похожее было, пожалуй, только у Николая Матренина. На снимках совсем нет людей, и только надписи на стенах выдают их былое присутствие. Это взгляд изнутри. Приблизительно так должны выглядеть фотографии, которые сделал бы единственный выживший после глобального катаклизма человек.

По сравнению с ними работы Игоря Лебедева напоминают спокойный взгляд стороннего наблюдателя – какого-нибудь инопланетянина, исследующего наш мир до и после катастрофы. Он фиксирует дома и живущих в них людей, которые, несмотря на грязь, крыс и запах резины, исходящий с завода «Красный треугольник», могут веселиться и заниматься своими мелкими земными делами. Виды разрушенных домов не представляются достойными какого-то особого внимания, просто потому, что и до катастрофы их жизнь не казалась ему чем-то особенным. Не случайно Игорь, снимавший улицу Шкапина по дороге на основную работу, называет свои фотографии сканированием территории. Он даже иногда подшучивал над шкапинскими аборигенами, называя себя работником КУГИ, фотографирующим их дома перед расселением.

Но, несмотря на разницу во взглядах, сходятся фотографы в одном – эти странные петербургские места надо было сохранить. Для Игоря это уникальное культурное пространство, которое следовало бережно модернизировать. А для Натальи – дом родной, который безумно жалко…

СПРАВКА:
Квартал Шкапина-Розенштейна, объявленный городскими властями «депрессивным», будет застраивать компания «Главстрой-СПб». Градостроительный совет Петербурга уже одобрил концепцию, разработанную архитектурным бюро «Земцов, Кодиайнен и партнеры». На сравнительно небольшой территории площадью 5 га планируется разместить 320 тысяч квадратных метров офисных зданий. Архитекторы обещают, что высота новых зданий по внешним фасадам не будет превышать 27 метров, с незначительными вставками до 32 метров. Высота внутриквартальной застройки ограничена архитектором на уровне 42 метров. Доминантой комплекса станет здание, максимально удаленное от Обводного - высота его будет 63 метра.

Инвестиции в проект, по словам менеджера «Главстроя» Сергея Миллера, составят 10 миллиардов рублей (425 миллионов долларов). Строительство должно быть полностью завершено к 2014 году.

Елена Некрасова,
Фонтанка. ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ2
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close