В клубе-музее «Котельная «Камчатка» состоялся концерт, посвященный дню рождения легендарного рок-музыканта Андрея «Дюши» Романова. Ему могло бы исполниться 52… Но летом 2001 года в клубе «Спартак» он умер от острой коронарной недостаточности перед совместным выступлением с саксофонистом из «АукцЫона» Николаем Рубановым. Дюша был и человек замечательный, и музыкант редкий… Тем обидней, что концерт памяти прошел скомкано, не прозвучало ни одной дюшиной песни…
Он был одним из символов «Аквариума»
Дюша – замечательный человек, великолепный музыкант, много лет игравший в «Аквариуме», ушел из жизни восемь лет назад. Я был знаком с Дюшей с начала семидесятых, еще до того, как он появился в группе. Романов был одним из самых главных действующих лиц в славной аквариумной истории. И хотя ушел в 1991 году из этих рядов, но для тех, кто любил раньше и продолжает теперь любить эту уникальную, Дюша остался одним из символов «Аквариума» - вместе с БГ, Всеволодом Гаккелем, Михаилом Файнштейном, Александром Ляпиным...Можно назвать и других музыкантов, просто ежели учесть, что за тридцать шесть лет в группе переиграло так много достойных исполнителей, то их перечисление получится совсем не таким уж коротким.
Немало времени уже прошло с тех пор, как Дюша нас покинул. В свои неполных 44 года. Каждый год в день его смерти я прихожу на Волковское кладбище, где он стал соседом Майка Науменко, и мысль о том, что Дюша Романов ушел навсегда, до сих пор не укладывается в голове. Даже когда кладу цветы на его могилу.
Очень часто можно услышать от тех, кто ориентируется в отечественной рок-н-ролльной азбуке, что, мол, «Аквариум» хотя и имеет место быть, да все равно это уже не тот, что был в славные прошлые годы. Да, конечно, время внесло неизбежные коррективы, только «Аквариум» не стал хуже, он просто стал другим. Как бы то ни было, что Дюша Романов – вокалист, клавишник, флейтист, гитарист - очень серьезно повлиял на стилистическое становление коллектива. Уйдя из группы, основал «Трилистник», а потом, позже, проект «Дюша – Групп». Еще в свои «аквариумные» времена он был соавтором песен «Гиневер», «Странные Объекты», Le Morte d'Arthur и т.д., но только после того как началась сольная творческая карьера, он стал воплощать собственные идеи и замыслы. Ему удалось записать с «Трилистником» и сольно 11 альбомов. Наиболее сильные пластинки: «Музыка Средиземья» (1991 год), «Акустические маневры» (1996), «ВиртуальнаяОборона (AQUARIUM MIX)" (1997), "Трилистник Live" (1998), «Электрическая осада» (1999), "Виртуальная Оборона (AQUARIUM MIX)" (1997) и сборник "Песня о Трилистнике", вышедший вскоре после его смерти в 2001-м. В прошлом году был издан альбом в формате МРЗ, куда вошли все дюшины записи.
Пожалуй, сольное творчество музыканта до сих пор осталось недооцененным. Изданный в 2003 году трибьют « Мой друг – музыкант» с участием БГ, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Андрея Макаревича, Сергея Шнурова, групп «Крематорий», «Оркестр Вермишель», «Сплин», «Чиж и К», «Алиса», «Колибри», в целом ситуацию не изменил. А ведь такие песни как «Благодарный мертвец", «Это твоя Родина, сынок», « Мой самолет», смело можно определять в золотой фонд российской рок-музыки. В конце жизни Дюша писал рецензии на аудиоальбомы, которые еженедельно публиковались в газете «Этажерка», начал работать на «Radio Roks» , вел музыкальную программу, ему, в отличие от большинства ди-джеев, было что рассказать радиослушателям. В 1999 году написал книгу «История АКВАРИУМА. Записки флейтиста», занимался живописью, графикой, керамикой.
5 июня 2000 года, незадолго до его смерти, мне удалось в очередной раз с ним побеседовать. Мы встретились на радио, и во время небольшой паузы поговорили. Никто подумать тогда не мог, что это последняя наша встреча.
Последний разговор
- Дюша, расскажи про свой новый альбом!
- С того самого момента, когда на свет появился мой сын Игнатий, я перешел на несколько виртуальный образ общения с действительностью, с окружающим меня миром – стал работать с компьютером. Пока Игнатий подрастал, первые месяцы оторваться от него было невозможно, и я записал с помощью компьютера восемнадцать новых песен. Они одновременно родили на свет идею создания новой группы, поскольку «Трилистник» мало концертирует в последние годы и скорее виртуален, чем реален... Тем более что записано порядка десяти пластинок, и все они не изданы, кроме двух. Я решил, что «Трилистник» останется «Трилистником», а новая группа в новом качестве появится с «Дюша-Групп». Параллельно с этим был записан альбом «Электрическая Осада», его мы полностью сделали с Наилем Кадыровым. Он играл на басу и на электрогитарах, а я — на всем остальном. Эти песни сейчас играются на концертах составом под названием «Дюша-Групп».
- Мой самый альбом «Музыка Средиземья». Напомни, в каком году он был создан...
- В 1991-м. Я тогда немного работал на ленинградском ТВ и писал музыку для спектаклей по пьесам ирландских авторов, и некоторые заготовки, что не вошли в спектакли, стали отдельными песнями альбома. Вообще настроение ирландско-шотландское в начале девяностых было столь естественным для питерских широт, что я не мог не писать песен в этом ключе. Мне безумно нравилось тогда не просто махать мечом и скакать на лошадке... нет, мне хотелось как-то изнутри, с культурологической точки зрения, осмыслить шотландско-ирландскую культуру. Вот тогда и возникла «Музыка Средиземья». А заодно — и как некий фольклор, кельтско-троллевский такой... Конечно, Толкиен там тоже присутствует.
Концерты памяти
Что же касается так называемых «памятных» концертов, то они уже давно проводятся - с тех пор, как стали уходить из жизни известные рок-музыканты. На моей памяти, первым таким концертом было небольшое выступление «Аквариума» - в связи с тем, что в 1987 году скрипач Александр Куссуль утонул в Волге. Тот концерт особенно не афишировался, прошел в небольшом Белом зале Дома Самодеятельного творчества на Рубинштейна, 13, где тогда базировался ленинградский рок-клуб. Ну а в дальнейшем такие концерты стали проводиться, увы, все чаще, потому что количество известных музыкантов, которые уже никогда больше не выйдут на сцену, стало увеличиваться…. «Памятные концерты» - это не шоу-бизнес, это дань уважения к тем людям, о которых нельзя и невозможно забыть. Хорошая, правильная традиция.
Вспоминается большой концерт в СКК в 1990 году - состоялся вскоре после того, как погиб Виктор Цой. Там же, в СКК, в 2002 году прошел концерт, приуроченный к 40-летию Виктора, и тогда тоже выступали популярные рок-составы – «ДДТ», «Алиса», Гарик Сукачев и «Неприкасаемые», «Агата Кристи», «Чиж и К», «Ва-Банк», «АукцЫон», Tequilajazzz. Регулярно, и в клубах, и в больших залах проходят концерты, посвященные Александру Башлачеву, Майку Науменко и другим музыкантам. Нельзя не вспомнить про фестиваль SKIF, посвященный Сергею Курехину. Этот музыкальный праздник регулярно проходит, начиная с 1996 года. В 2000 году, буквально через месяц после смерти Дюши, в ДК Ленсовета состоялся концерт в день его рождения. Множество исполнителей появились тогда на сцене и, в первую очередь, это, конечно, были те люди, к чьему творчеству Дюша был неравнодушен, чью музыку любил – «ДДТ», «Оркестр Вермишель», Владимир Леви… В дальнейшем концерты памяти Романова проводились не очень часто, помнится состоялся концерт 28 июня 2001 года в клубе «Спартак» - именно там, где за год до этого и умер Дюша от острой коронарной недостаточности перед совместным выступлением с саксофонистом из «АукцЫона» Николаем Рубановым.
Камчатские неопределенности
Но вернемся в «Камчатку». На концерт, что состоялся на днях. Если прежде дальнейшее существование клуба казалось туманным и неопределенным, то теперь ему уже ничего не угрожает: это клуб-музей «Котельная «Камчатка». Экспонатов, впрочем, не очень много, зато имеется 12-струнная гитара фабрики им. Луначарского, которую Цой купил в 1978 году. Безусловно, это самый главный раритетный экспонат культового места для истинных поклонников группы «Кино» и настоящих любителей российской рок-музыки. Кстати, помимо Виктора, в котельной в свое время кочегарили Святослав Задерий, Александр Башлачев, Андрей Машнин и немало других настоящих рокеров города Питера. Сегодня можно считать «Камчатку» наиболее демократичным питерским музыкальным клубом - и цены на билеты недорогие, и «крутые» исполнители не часто появляются; звучит здесь, конечно, разная музыка, однако доминируют акустические выступления, не требующие особенно мощной аппаратуры. «Камчатка» по своим размерам напоминает прежний рок-клубовский подвальчик на Рубинштейна, 13 – здесь тоже тесновато, когда собирается много публики, зато уютно, и случайные люди не появляются, да и бар небольшой есть, как же можно в рок-н-ролльном клубе без него!
Только вот отметить день рождения Дюши Романова у организаторов как-то не очень получилось, не пришел никто из заранее приглашенных известных музыкантов, и поэтому в клубе-музее неожиданно воцарились хаос и полнейшая неопределенность. Только около девяти часов вечера началось музыкальное действо – достаточно скромное, хотя не лишенное искренности. Сначала свои песни спел, аккомпанируя на акустической гитаре, Николай Вдовиченко из группы «Западный фронт», потом его сменили некто Кика (группа «Шарль Азнавур»), а чуть позже Алексей Макрецкий. Все было в меру приятно, мило, иногда душевно, но новые горизонты рок-культуры как-то не раскрылись. Больше трех песен подряд слушать было тяжеловато. Потому что есть в этих сочинениях что-то откровенно самодеятельное, в основном, конечно, тексты. К сожалению, ни одной песни Дюши никто так не исполнил…
На коду концерта, посвященного дню рождения Дюши Романова, выступал некто Баха. Исполнил множество песен Цоя, штук десять, не меньше. Все давно и наизусть известные, но в зале «Камчатки» цоевские песни особенно емко воспринимаются. Неплохо, очень неплохо это у многоуважаемого Бахи получилось, и посетители клуба-музея дружно подпевали. Приятный эпизод минувшего вечера. Но дюшиных песен и он не спел.
Похоже, про день рождения Дюши в этот вечер помнили немногие. Очень обидно. Он совсем не заслужил к себе такого отношения…
George Гуницкий,
Фонтанка. ру
Поделиться