Ситуация с пассажирскими перевозками между Россией и Финляндией осложняется с каждым днем. Регулярные рейсовые автобусы пересекают границу близлежащей к Петербургу дружественной страны без проблем. А вот водители чартерных микроавтобусов все чаще жалуются на финских пограничников. В Минтрансе России говорят, что проблема нерегулярных перевозчиков может разрешиться только осенью.
На сегодняшний день в Петербурге существуют десятки компаний, которые за умеренную плату предлагают забрать туриста от дверей питерского подъезда и доставить в Финляндию до указанного адреса на микроавтобусе. Только вот в последнее время финская сторона начала «завинчивать гайки» нерегулярным перевозчикам. По информации «Фонтанки», только в июле у четырех водителей питерских фирм, перевозивших пассажиров через границу, аннулировали визу.
Финские пограничники стали требовать у российских водителей лицензии на пассажирские перевозки по Финляндии. Специалисты говорят, что столь серьезные требования принимающей стороны связаны с вступлением в Суоми в силу закона о необходимости получения особой лицензии для всех транспортных компаний и физических лиц, которые занимаются коммерческими перевозками людей в транспортных средствах, вмещающих до восьми пассажиров и водителя. Произошло это почти год назад – в начале августа 2007-го года. Почему перевозчики стали жаловаться только сейчас – непонятно. Зато ясно, что, если ситуация в ближайшее время не изменится, штрафы и аннулирование виз у водителей небольших пассажирских автобусов, столь популярных у наших туристов, ударят по кошельку потребителя. (Сейчас проезд в отечественном такси от Петербурга до Иматры стоит 30-35 евро).
«Есть урегулированные вопросы в пассажирских перевозках между Россией и Финляндией, например, перевозки в больших автобусах категории «Д». А ниша, которая занимается легковыми автомобилями, не оговорена между двумя странами, - заявили корреспонденту «Фонтанки» в одной из компаний, занимающихся перевозками - «Ространсфер». - Так получилось, что финны обнаружили сформировавшийся определенный рынок, но они в этом не участвуют. Возможно, они решили поделить таким образом его между собой и нами. Их основной аргумент заключается в том, что микроавтобусы – это такси. Эта услуга у них не прописана нигде, для Финляндии она нова. По большому счету, перевозки сейчас достаточно осложнены. Мы официальный перевозчик, но придираются даже к нам. У нас есть водитель, которого один раз оштрафовали, мы подали апелляцию, после этого его еще раз оштрафовали, лишили визы, но суд признал действия финских пограничников незаконными».
Штрафы за отсутствие лицензии финны пока выписывают небольшие – 60 – 65 евро, кроме того, в большинстве опрошенных нами компаний только наслышаны о мерах, предпринимаемых финскими таможенниками.
«Не жалея перевозчиков, их объявили нелегальными, хотя до последнего времени мы не были таковыми. На 8-ми местные автобусы лицензии нет, как легковой транспорт они не подлежат лицензированию, - считают в транспортной компании «Вояж». - А финская сторона требует эту лицензию. У наших водителей периодически возникают вопросы при пересечении финской границы – там задают вопрос «такси или не такси?». Неприятностей у нас пока не было. Мы надеемся, что российская и финская стороны как-то договорятся, чтобы наш бизнес все-таки остался. Он людям нужен, он удобен пассажирам».
Пока говорить о том, что число рейсов из-за проблем на финской таможне сокращается, в фирмах не готовы.
Правда, у финского нововведения есть и сторонники. Так, в «Ориенте» корреспонденту «Фонтанки» заявили, что «если финны это делают, может быть, они и правы»: «Мы работаем на больших туристических автобусах. Если поездка на небольшое расстояние, то есть до Лапперанты или Иматры, то один водитель может справиться. Но если речь идет о поездке, допустим, в Хельсинки – то в машине с одним водителем люди, сами не понимая, ставят свою жизнь под угрозу. Шофер, каким бы он ни был профессионалом, не сможет проехать почти 1000 километров за сутки».
Тем временем, в пресс-службе министерства транспорта России корреспонденту «Фонтанки» сегодня сообщили, что проблемы малых перевозчиков будут рассматриваться в минтрансе 14 – 15 сентября 2008 года. Именно в это время в Москву прибудет руководитель министерства транспорта и связи Финляндии.
Справка:
По данным "ДП", в 2007 году самый оживленный погранпереход Ваалимаа - Торфяновка пересекли около 2,7 млн туристов, отправляющихся из России в Финляндию и наоборот. Сколько именно воспользовалось услугами такси, нет, но, по прикидкам транспортников, это больше сотни тысяч человек.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Поделиться