История с парусно-моторной яхтой «Боян», капитан которой во время шторма в ночь на 5 августа был смыт за борт и пропал без вести, неожиданно получила почти детективный поворот. Подробности узнал корреспондент “Фонтанки”.
По первоначальной информации, в 2.40 в Морской спасательно-координационный центр Петербурга поступил сигнал SOS. Яхта терпела бедствие: скорость ветра составляла 35—26 метров в секунду, волнение на море – по разным источникам, от 7 до 9 баллов. Капитана Александра Конопаткина, опытного яхтсмена, волной выкинуло за борт. Фактическое руководство приняла на себя числящаяся матросом Виктория Тютюнник, которая поддерживала постоянную связь со спасательным центром.
Выяснить обстоятельства происшествия “Фонтанка” попыталась Петербургском речном яхт-клубе профсоюзов, где “Боян” пользовался стоянкой. Оказалось, что судно к клубу отношения не имеет, а стоянкой пользуется на коммерческой основе. Яхта зафрахтована ФГУП “Аварийно-технический центр Минатома” и находится на балансе петербургского Радиевого института имени В.Г. Хлопина.
Капитан Александр Конопаткин является штатным сотрудником этой научной организации. Остальные шесть членов экипажа “Бояна” - простые яхтсмены, набранные им по знакомству. Как сообщили корреспонденту “Фонтанки” в институте Хлопина, в настоящий момент члены экипажа яхты, согласно международным договоренностям, должны были собирать радиационные пробы воды и донного грунта в восточной части Финского залива, в российских территориальных водах. Как “Боян” оказался в юго-западной Балтике у берегов Швеции, атомщики прокомментировать отказались, заявив, что на этот вопрос могут ответить только члены команды.
Между тем, по информации Морского спасательно-координационного центра, у всех членов команды были оформлены загранпаспорта, а у яхты был заявлен маршрут Санкт-Петербург—Хельсинки—Стокгольм—Гамбург. В Петербург она должна была вернуться 30 августа. В Аварийно-техническом центре Минатома “Фонтанку” заверили: команду ждали обратно чуть ли не со дня на день.
Как предположил начальник Морского спасательно-координационного центра Леонид Белов, капитан Конопаткин с товарищами решил совместить приятное с полезным – и собрать радиационные пробы, и совершить вояж по северной Европе.
Как именно опытный капитан попал в бурю, которая, по всей видимости, привела к его гибели, предстоит установить следствию – случаем уже заинтересовалась прокуратура. За развитием событий следят и в Москве, в министерстве транспорта.
В настоящее время “Боян”, у которого сорвало все паруса и сломало мачту, дрейфует в юго-западной части моря. Ночью команду с яхты снял контейнеровоз Norderoog, ходящий под флагом Гибралтара. Леонид Белов особо отметил мастерство капитана судна: “Боян” довольно старая яхта, он был построен около тридцати лет назад, его длина 13 метров, ширина – 3 а водоизмещение 13 тонн, оснащен десятисильным мотором. По сравнению с ним Norderoog – огромен (длина 161 метр, водоизмещение более 22 тысяч тонн). Мало того: в условиях ночного шторма Norderoog мог просто раздавить яхту.
Сейчас контейнеровоз направляется в Роттердам, куда прибудет послезавтра. Российским яхтсменам предоставлены каюты. Однако по прибытии в гавань для них начнется следующая серия этой эпопеи. Люди окажутся на территории иностранного порта без документов, денег и фактически без одежды. Кто возьмет на себя их юридическую поддержку и расходы по возвращению на родину, пока не ясно. Ведь формально к судовладельцу – институту Хлопина – имел отношение только пропавший без вести капитан. Леонид Белов объясняет, что такое положение чревато достаточно серьезным скандалом в морских кругах. По словам представителя института Хлопина, пока никаких решений о помощи команде “Бояна” не принято, но не исключено, что определенные шаги в этом направлении будут сделаны.
Около 16 часов (мск.) 5 августа шведские спасательные службы заявили о прекращении поисков Александра Конопаткина.
“На нем не было спасательного жилета, но признавать его погибшим пока рано”, - отметил Леонид Белов. “Фонтанка” будет следить за развитием событий.
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру
Поделиться