На прошлой неделе в Москве собрался Священный Синод РПЦ. Синод не созывался более дозволенного срока. Это было связано как с тяжелой болезнью его председателя – патриарха, так и с тяжестью неизбежного предстоящего решения: лишения сана чукотского епископа Диомида (Дзюбана). Впрочем, для Петербурга важнее то, что Синод отправил ректора Петербургской духовной академии Константина (Горянова) епископом в город Курган, а на его место назначен Амвросий (Ермаков) 1970 года рождения.
Напомним, что в январе 2007 года Диомид выступил с шумным посланием, где патриархия обвинялась не только в авторитарных методах правления, но и в отступлениях от православия, среди которых упоминалось сочувствие неправославным христианам и соучастие в демократии. В июне эти обвинения были озвучены уже от имени собрания Чукотской епархии. Патриархия явно не знала, что делать со скандалистом. Дело дотянулось до архиерейского собора в июне 2008-го, когда Диомида безо всякого суда и следствия извергли из сана. На следующий день Синод понял, что нарушил процедуру и исправил постановление: Диомид запрещался в служении и отстранялся от управления епархией. Он был вызван на очередное заседание Синода, где, в случае отсутствия раскаяния, он и мог быть окончательно лишен своего архиерейства.
Естественно, Диомид никуда не поехал. К тому же 17 июня, в день расстрела царской семьи, он предал патриарха анафеме, сделав себя, по сути дела, главой РПЦ. И призвал всех присоединиться к себе. Естественно, Синод на прошлой неделе превратил его в простого монаха.
Русская интеллигенция всегда пыталась видеть в религиозных диссидентах союзников, сочувствуя, например, старообрядцам, а большевики пытались использовать баптизм для краха империи. На самом деле Диомид, выступающий против «церковного тоталитаризма», сам такой же «тоталитарист», как и его противники. В случае его победы, как в случае победы Савонаролы или протопопа Аввакума, все ходили к причастию строем и исповедовались под роспись. Так что лучше, чтобы он не побеждал.
Вся история с Диомидом сопровождалась православными митингами, плакатами и пикетами его сторонников, стоявших под окнами Синода. Любопытно, что эту традицию в 1987-м заложил нынешний Петербургский митрополит Владимир (Котляров). Тогда он был переведен из богатой Краснодарской епархии в бедный Псков. И тут же под окнами патриархии появилась группа поддержки с плакатами «Верните оклеветанного архиепископа Владимира!». Говорят, что участницы пикета получали суточные и командировочные. Все это продолжалось почти 2 года, пока синодалы не убедили коллегу прекратить «народное волеизъявление».
Исход Диомида совпал с другим исходом и другим приходом - ректор Петербургской духовной академии Константин (Горянов) отправлен епископом в город Курган. Курган – это только кажущаяся ссылка. Константин спал и видел себя самостоятельным епископом, а не помощником митрополита Владимира. Теперь, в Кургане, он сам будет себе хозяин. Время отставки с поста ректора выбрано правильно - на будущий год намечено празднование 200-летия Петербургской академии. Старый ректор будет ворчать, что, дескать, только закончил ремонт академического здания – и на тебе. Зато новый сможет пожаловаться на качество ремонта и оставшиеся долги перед строителями.
Кто такой новый ректор Амвросий (Ермаков)? Прежде всего, он – регент церковного хора. Впрочем, церковная музыка – вещь особенная. Главное тут – умение петь с начальственного голоса. Амвросий, кстати, уже прославился как саунд-мен. Кассеты, на которых Амвросий красиво читает молитвы, распространяются по России промышленным способом. Дабы православные, которые, в общем-то, должны молиться сами, насыщались религиозными переживаниями с чужого голоса. Это не единственное музыкальное событие в жизни Амвросия. Побывав год в помощниках у Кемеровского епископа, в целях миссионерства среди молодежи, он организовал там православный рок-концерт, где выступила национально ориентированная группа «Калинов мост». Впрочем, новый президент РФ, говорят, любит «Deep Purplе».
«Феномен Диомида» Амвросий объясняет «пренебрежением серьезным богословием», однако именно ему принадлежит наиболее яркая апология т.н. «Благодатного огня» в Иерусалиме, который он характеризует как «чудо», «неподвластное человеческому разуму, которое совершенно невозможно объяснять». Подобные заявления как раз и являются образчиком богословской и исторической безграмотности. Свою диссертацию Амвросий писал в Московской академии по богословию греческого писателя и епископа IV в. Иоанна Златоуста (кстати, бурсаки меж собой всегда говорили: не знаешь, что писать, – пиши по Златоустому; не сможет же ученый совет завалить такую тему).
Родился новый ректор в селе Лужки Курской области, откуда и попал в «Большие Лужки», т.е. Москву. Монашество принял в Троице-Сергиевой лавре, откуда вышел и Диомид, но его основная деятельность была связана со Сретенским монастырем, где он был ректором семинарии и регентом хора. Здесь настоятельствует архимандрит Тихон (Шевкунов), представлявшийся духовником Путина и автором скандального фильма про уроки Византийской истории. Именно он является идеологом агрессивно-националистического крыла в РПЦ. И именно оттуда вышел в люди новый петербургский ректор. Он однозначно высказывается против попыток решения российских проблем за счет миграции. И объясняет почему: «в скором времени не останется ни того, что мы до сих пор называем «русским народом», ни русской культуры». И многозначительно добавляет: «Может быть, в этом кто-то и заинтересован, не знаю…».
Именно ему патриарх поручил академию, которую сам некогда окончил. Продолжается практика назначения сюда людей из «благодарных провинциалов». Опыт работы с молодежью и личная близость к патриарху (последние 2 года Амвросий был помощником по молодежным вопросам) определили это назначение. Перед нами человек, который по своей карьере и идейному багажу весьма близок к Диомиду, хотя и отрекающийся от этого публично. Но он более молодой, более приспособляемый, более управляемый. Весьма близок Амвросий и к экс-ректору. Все это не позволяет надеяться, что с его приходом в академии возродится настоящая церковная наука и обновится атмосфера человеческих отношений. Очевидно, его задачей станет окончательное превращение СПбДА в полпредство церковной Москвы в Петербурге.
Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия,
специально для журнала «Город 812»
Поделиться