В очередь за кредитами от государства выстроились олигархи, и некоторые уже успели отовариться. Интересно, их ждет долговая яма, если не получится рассчитаться, или она только для тех, кто не заплатит вовремя 10 тысяч рублей, взятые под покупку пылесоса или мобильника, как предлагают мудрецы из Госдумы? С депутатской инициативой оставшиеся в казне средства придется пустить на новые тюрьмы.
С 10 тысяч - такой просроченной суммы долга - теперь предлагается привлекать к уголовной ответственности. Стать уголовниками рискуют и те, кто представил кредиторам недостоверную информацию о себе. То есть как было до сих пор: вы приходите в банк за кредитом на машину, а там (что не редкость) говорят: официальная зарплата маловата, принесите справку о доходах в свободной форме, и все получится.
Теперь получится, что банк стукнет куда надо, кто надо легко проверит, что ваш официальный заработок не соответствует вольнозаявленному, и - «по тундре...».
Нет, конечно, влезая в долги, надо думать, как возвращать, но коль такое дело, не ввести ли уголовную ответственность за побуждение к получению кредита для тех, кто еще совсем недавно чуть ли не гонялся за гражданами с уговорами взять деньги под процент? И заодно, за невозврат для участников списка «Форбс», набравших долгов на западе под сомнительные покупки, а теперь допущенных к нашим - вроде как общим - фондам. Ведь каждый сам должен платить за свои ошибки?
Хаотичное распихивание еще недавно святая святых — средств нацрезервов - похоже на всё что угодно, кроме продуманных антикризисных действий. При этом те, кто имеет отношение к разделу пирога, признают, что не в коня корм. Отдельные банки получили кредиты ЦБ и (что бы вы думали!) накупили доллары. Какая неожиданность! Если бы вам сейчас дали рублевый кредит по дешевке, вы бы дали взаймы соседу или ушли бы в те же доллары?
«Что дальше?». Это самый главный простой вопрос тревожной осени 2008 года, заменивший вечные русские «Кто виноват?» и «Что делать?». Про виновников - разносчиков мировой финансовой заразы нам всё популярно объяснили. Про что делать — тоже: грубо говоря, расслабиться и получать удовольствие. Кстати, в этом есть доля истины — суетиться ни к чему.
О том, что нас ждет хотя бы через полгода, определённо не готов говорить никто. Большие начальники знают об этом не меньше, но и не больше рядовых обывателей. Это маленькое открытие - страшная государственная тайна. Нет, они, конечно, лучше информированы в вопросе о том, когда иссякнут резервы. Впрочем, вот хорошая задачка для учебника по математике для начальных классов: если в сентябре было 600 миллиардов, а в конце октября осталось 470, то через сколько времени не останется ничего? И, опять же, а есть ли жизнь после Ничего? (Но это уже для старших)
«Увольнения почти не затронули реальную экономику, - это цитата передовицы одной из центральных газет минувшей недели. - Наоборот, стране требуются миллионы рабочих рук. Именно рабочих — способных держать не только мышку от компьютера, но и руль, молоток, штангенциркуль...».
В отсутствие ответов на простые вопросы многим хочется простых решений. Где-то это уже было.
Александр Горшков
Простые вопросы
1 ноября 2008, 18:19
245