Никаких специальных ограждений устанавливать на платформах петербургского метро пока не будут. Представители метрополитена считают, что в городской подземке не нарушаются требования по нормам безопасности. И все несчастные случаи происходят по вине самих граждан. Единственное, на что согласны пойти метрополитен и Комитет по транспорту — это проектировать и строить станции закрытого типа. Этот вопрос обсуждался на заседании Комитета по законодательству городского парламента.
Вопрос о безопасности в метрополитене подняла Генпрокуратура и поручила городским прокурорам заняться этим. Те должны были через суд решить вопрос с обеспечением безопасности пассажиров. Первый суд прокуратура Петербурга проиграла. Ленинский федеральный суд посчитал, что истец не предоставил доказательств того, что ответчик нарушает условия договора перевозки пассажиров, или того, что в результате своей непосредственной деятельности метрополитен причиняет вред гражданам. К тому же метрополитен не нарушает технические требования по проектированию и строительству станций. То есть, другими словами, организация перевозит пассажиров, предупреждает о повышенной опасности, а то, что люди под поезда падают — это их личные трудности. Прокуратура подала кассацию. Так что суд точку в этой истории еще не поставил.
Как сообщил на заседании главный инженер ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Очерет, в 2005 году в метро было совершено 6 попыток суицида, в 2006 — 8, в 2007 — 10, а за полгода 2008 — 7. Тем не менее, метрополитен не нарушает никаких требований по нормам безопасности. «Это граждане заходят за линию на открытых станциях, а некоторые экстремалы вообще ходят по кромке платформы», - заявил Очерет. По его мнению, устанавливать ограждения - практически нереальное и, кроме всего прочего, дорогостоящее мероприятие.
Представитель Комитета по транспорту напомнил, что до 2020 года планируется строительство Приморского радиуса метро и еще одной ветки «подземки». И предложил при проектировании платформ отказываться от широких сводов и украшений в пользу закрытых платформ — как на станциях «Маяковская» или «Площадь Александра Невского». Сейчас в петербургском метро 10 станций, на которых нет прямого выхода на платформу. На них попыток суицида или попадания на пути не зафиксировано. Хотя случаи застревания пассажиров между створками дверей и вагоном поезда имели место.
Согласно другой статистике, включающей в себя не только попытки закончить жизнь на рельсах, за 2006 год в метро зафиксировано 356 происшествий. В 2007 году в опасную ситуацию попали 377 человек (среди них - 187 мужчин и 164 женщины, 16 детей). 18 человек в момент ЧП находились в нетрезвом состоянии. 46 подземных инцидентов закончились травмами.
Депутаты на заседании Комитета при обсуждении этого вопроса отличились «по полной». Парламентарий Андрей Черных вспомнил, в каких метрополитенах мира ему довелось побывать. И сообщил, что в Стамбуле и Лондоне никаких ограждений на платформах нет. Инженер метрополитена дополнил сведения о заграничных подземках, сообщив, что во Франции некоторые ветки закрыты. Зоя Заушникова сначала поинтересовалась, а вот на надземной железной дороге много ли случаев падений пассажиров с платформы под поезд? Ведь там никаких ограждений не стоит, и ставить их никто не собирается, мол, чем метро хуже? Не получив ответа от инженера метрополитена, не имеющего никакого отношения к надземным электричкам, она заявила, что вопрос об ограждениях надуманный, мол, не надо ничего предлагать. А то опять деньги уйдут неизвестно куда. Нужно штрафы с граждан сдирать «нещадно», если они за линию края платформы заходят.
Разве что Анатолий Башкирев расстроился от формального отношения к проблеме и со стороны метрополитена, и со стороны своих коллег. Мол, если нет четких правил по обеспечению безопасности, нет ограждений на станциях и нет обязанности их устанавливать — то и думать об этом не надо. А тем временем статистика несчастных случаев только увеличивается. Потому как народу ездит в метро все больше и больше.
Представитель прокуратуры в ЗакСе Татьяна Яковлева, наслушавшись депутатов, которые чуть ли не со смешками рассуждали на эту тему, решила сбить задор народных избранников, наверное, давно забывших, что такое метро в принципе. Она напомнила, что все инструкции по безопасности, как в метро, так и на железной дороге «писаны кровью». Она вспомнила, что сама раньше работала в транспортной прокуратуре: сводки «о трупах и повреждениях людей» каждый день поступали. «Поезд не может остановиться мгновенно и 600 метров катится, сбивая всех и вся на своем пути», - рассказала Татьяна Яковлева, отметив неуместность иронии по этому поводу. По ее мнению, если уж технически поставить ограждения на станциях метрополитена невозможно, то дежурные по станции должны не в подсобке сидеть, а по платформе ходить и предотвращать по возможности несчастные случаи.
Впрочем, быть или не быть ограждениям в метро — решит суд.
Напомним, что в этом году в петербургском метрополитене произошел вопиющий случай: 10 марта на станции метро «Невский проспект» 20-летняя Вика Соколова упала между вагонами, и спустя несколько секунд была раздавлена поездом насмерть. Резонанс это происшествие получило после того, как была обнародована видеозапись, на которой видно, что две подруги, заметившие, как упала девушка, не предприняли ничего, чтобы предотвратить трагедию. Возможно, что в данном случае заграждения были бы как раз кстати. После этого в Петербурге была распространена памятка о безопасном поведении в метро.
Но это не единственный случай, произошедший в этому году.
16 марта около 8 часов утра на станции метро «Улица Дыбенко» под поезд упал 21-летний молодой человек. Парень получил травмы, несовместимые с жизнью, и спустя некоторое время скончался. Официальная версия - молодой человек покончил жизнь самоубийством.
24 марта на станции "Площадь Восстания" мужчина бросился под идущий в сторону «Владимирской» состав. Мужчина скончался на месте происшествия.
31 марта на станции метро «Ладожская» на рельсы упал человек. Видеозапись показала, что мужчина средних лет сам прыгнул под поезд. В состоянии средней тяжести мужчина был доставлен в больницу.
27 апреля на станции метро «Лиговский проспект» мужчина упал перед идущим поездом. Спасатели доставали его из-под второго вагона. Мужчина оказался жив — медики не зафиксировали у него даже видимых телесных повреждений.
11 сентября на станции метро «Лесная» под поезд попал 20-летний парень, который хотел покончить с собой. Сотрудники МЧС подняли пострадавшего. В крайне тяжелом состоянии он был госпитализирован.
Александра Медведева
Фонтанка.ру
Поделиться