Дмитрий Медведев дал интервью трем ведущим отечественным телеканалам. Общение главы государства с прессой было показано в телеэфире в рамках специального телепроекта «Итоги года с президентом России». Таким образом, российский зритель увидел, наконец, некий аналог традиционных «прямых линий» с Путиным. Заодно население смогло посмотреть, как Медведев справляется с ролью главного психотерапевта страны, уверяющего нас: никакие кризисы России не страшны.
Еще до того, как 4 декабря в эфир телеканалов «Россия» и «Вести» вышла специальная программа «Разговор с Владимиром Путиным», эксперты прогнозировали: у Дмитрия Медведева непременно появится своя «прямая линия» или, по крайней мере, некий эквивалентный медийный атрибут власти. При этом многие обозреватели сходились во мнении, что общение с народом в прямом эфире – исключительно путинский жанр и Медведев не станет пробовать себя в нем.
Кстати, в ходе своего последнего сеанса общения с народом в телеэфире сам Владимир Путин, по мнению некоторых аналитиков, выглядел не лучшим образом. Были подмечены и практически полное отсутствие знаменитого путинского юмора, и общий тягомотный тон беседы, и плохо прикрытая театральность всего действа. Так что, наверное, Дмитрий Медведев, воздерживающийся от использования подобного формата общения с гражданами, теряет совсем немного. Скорее наоборот: отдавая явное предпочтение актуальным информационным технологиям, рассказывая многомиллионной телеаудитории о своем знакомстве с сайтом «Одноклассники.ру» и заводя собственный видеоблог, Медведев укрепляет имидж современного и «продвинутого» политика, которому принципиально чужды все эти телевизионные потемкинские деревни с отрепетированными вопросами от идеологически грамотных граждан.
Под конец непростого для нашей страны и всего мира 2008 года президент России дал часовое интервью представителям трех федеральных каналов – «Первого», «России» и «НТВ». С Дмитрием Медведевым общались: заместитель генерального директора ВГТРК и ведущий программы «Вести» Дмитрий Киселев, директор Дирекции информационных программ «Первого канала» Кирилл Клейменов и заместитель генерального директора «НТВ» Татьяна Миткова. Последних двух звезд информационного вещания массовый зритель не видел на экране давно. И если с имиджем госпожи Митковой особых метаморфоз за годы отсутствия в кадре не произошло, то вновь посмотреть на Клейменова было довольно интересно. Из скромного юноши в аскетичном узеньком костюмчике, внешностью более всего напоминающего аспиранта или лаборанта, но никак не медиазвезду, Кирилл превратился в настоящего столичного денди, отрастившего длинные волосы а-ля Константин Эрнст и носящего щеголеватые рубашки. Как говорится – «noblesse oblige».
Формат телеинтервью с первым лицом государства бесконечно консервативен. Вырваться за рамки протоколов и предписаний кремлевской пресс-службы крайне непросто. А еще точнее – невозможно. Тем не менее, телевизионщиками было сделано все, чтобы спецпроект «Итоги года с президентом России» стал телехитом. Так, в самом начале программы (полная версия которой была показана «Россией», затем – «Первым» и каналом «Вести») зрители увидели торжественную сцену прохода Дмитрия Медведева по кремлевским кабинетам под бравурную и чуть тревожную музыкальную заставку.
Уже в этот момент создалось впечатление, что на экране – премьера года, настоящий отечественный блокбастер, снятый каким-нибудь идеологически подкованным мастером культуры. Уровень пафоса медийного действа не уменьшился и в дальнейшем, когда в ходе беседы президенту и его интервьюерам демонстрировались специально приготовленные ролики, посвященные важнейшим событиям года. Первый из них напоминал об августовских событиях на Кавказе: никакого закадрового текста, только бьющая прямо в мозг нарезка с хорошо знакомыми зрителю кадрами – плачущие дети, «работающие» в ночи установки «Град», осетинские жители, кричащие в камеру «Спасите – нас истребляют!». В общем, все то, о чем журналисты и обозреватели на государственных телеканалах пять месяцев назад могли говорить часами, теперь благополучно уместилось в несколько десятков секунд эфирного времени. Оно и понятно – массовым зрителем с его шизофреническим мышлением и «клиповым» сознанием лучше всего усваиваются видеоролики, а не нудные аналитические программы.
Следующий клип был посвящен победе Медведева на президентских выборах. Разумеется, наше телевидение не могло не повторить ставшие уже хрестоматийными кадры прохода Дмитрия Анатольевича и Владимира Владимировича по Красной площади под песню группы «Любэ».
Не забыли постановщики проекта «Итоги года...» и о том, что наша армия всех сильней: президент и его собеседники увидели ролик, прославляющий мощь российского оружия (здесь, надо заметить, были использованы кадры с боевых учений, а не военная хроника). Последний же, четвертый, клип рассказывал о достижениях отечественного спорта. Духоподъемная подборка кадров с российскими хоккеистами, забрасывающими решающую шайбу канадцам и Андреем Аршавиным, поражающим ворота голландской сборной, по своему содержанию была абсолютно предсказуема. Пожалуй, не хватало в ней только триумфатора конкурса «Евровидение» Димы Билана, которого наше ТВ в мае этого года сделало настоящим национальным героем. Очевидно, телевизионщики не посчитали уместным откровенное «огламуривание» суховатого формата интервью с первым лицом государства.
С другой стороны, если бы не описанные выше немудреные приемы телевизионно-политической режиссуры, интервью Медведева стало бы абсолютно непригодным для просмотра массовым телезрителем продуктом. Сам президент, как и Владимир Путин несколькими неделями ранее, предпочел отвечать штампами, растворяя в дежурных формулировках и общих словах о светлом будущем соль наиболее острых вопросов.
Россия подошла к началу мирового финансового кризиса хорошо подготовленной, экономика страны должна не только справиться со всеми трудностями, но и выйти из них обновленной и укрепившейся, а власть не оставит простых граждан без социальной защиты – таков основной посыл ответов Медведева. «Ситуация не самая простая, но нет поводов для каких-то абсолютно драматических выводов или тем более истерик, нет оснований полагать, что нам нужно будет предпринимать какие-то радикальные меры», - отметил президент. Иными словами, глава государства выступил в роли первого психотерапевта страны и провел с населением соответствующую антикризисную работу.
Отвечая на вопрос о перспективах национальной валюты и экономических страхах граждан, Дмитрий Медведев подчеркнул, что «никакого дефолта быть не может», а деноминацию назвал «абсолютно бессмысленной вещью». При этом курс рубля, продолжил президент, «должен быть... чуть более гибким, чем это было последнее время». Однако волноваться россиянам не стоит: экономическая политика государства окажется предсказуемой. Медведев заявил: «Линия поведения властей не может быть такой, как в 98-м году, когда какие-то решения были приняты, а на следующие утро все проснулись ограбленными, почувствовали, что они потеряли очень и очень сильно». Короче говоря – спокойствие, дорогие соотечественники, только спокойствие.
Вообще, Дмитрий Медведев был довольно оптимистичен. Даже обращаясь к вопросу о возможном начале массовых увольнений работников, президент философски подметил, что безработица – это «палка о двух концах». «У нас огромное количество вакансий, которые не заполнены. То есть безработица всегда носит конкретный характер. А нам нужно заполнять вакансии, причём очень значимые, важные для развития нашей страны, для развития производства, для создания инфраструктуры, укрепления реального сектора», - сообщил Дмитрий Медведев. Да и конец всех экономических и финансовых трудностей, возможно, не за горами. Так, президент заметил, что «при наличии консолидированной позиции в государствах» и «создании контуров новой финансовой архитектуры» окончание кризиса может наступить «даже чуть быстрее, чем мы себе предполагаем». Вообще, кризис, по афористичному выражению Медведева, - «неприятная штука, но он проходит, как и всё остальное в этом мире».
Естественно, организаторы и участники интервью с Медведевым постарались, чтобы зритель смог увидеть в президенте не только чиновника и политика, но и простого (а желательнее – самого человечного) человека. Поэтому в эфире прозвучали вопросы о том, смотрел ли Дмитрий Анатольевич ключевые матчи с участием футбольной и хоккейной сборных России, а также о планах Медведева на Новый год. Глава государства cообщил журналистам, что смотрел все главные игры с участием наших спортсменов, а по окончанию телевизионной трансляции «звонил, поздравлял с победой, потому что не мог удержаться от этого» (правда, кому именно звонил президент – сборникам-триумфаторам или друзьям – осталось неясным).
Праздновать наступление нового года Дмитрий Медведев будет не самым оригинальным для российской политической элиты образом: новогоднюю ночь он проведет дома в семейном кругу. Президент следует общепринятой традиции: ставить и наряжать красивую живую елку. «Этим занимаются все с удовольствием – занимается жена, занимается ребёнок. Он мне даже вчера говорит: ёлка плохо как-то выглядит, на ней лампочки не того цвета», - рассказал журналистам Медведев.
По иронии судьбы (вернее – составителей сетки вещания) в телепрограмме канала «Россия» после проекта «Итоги года с президентом России» значилась передача «Спокойной ночи, малыши!». Наверное, логичнее было поменять эти две позиции местами. Сперва Филя со Степашкой уложили бы спать маленьких россиян, а уж потом Дмитрий Анатольевич - как гофмановский Песочный человек - насыпал бы взрослым гражданам на слипающиеся веки волшебный песок своих речей.
Сергей Ильченко-мл.
"Фонтанка.ру"
Поделиться