Почти 450 млн рублей выделено в этом году из бюджета Петербурга на создание центра обработки вызовов «Службы 112». В масштабах страны единый телефонный номер для сообщений о любых экстренных ситуациях, согласно заявлениям Мининформсвязи, должен начать работать к 2012 году. Пока же в Петербурге помимо всем известных телефонов «01», «02» и «03» действует еще и единый номер «004».
Смысл перевода всех спецведомств на единый номер для сообщений граждан очевиден. В экстренных ситуациях люди не всегда могут сообразить, куда именно нужно звонить. Случается, что ответственные ведомства оказываются не в курсе того, что происходит в сфере их компетенции. «Служба 112», на создание которой в масштабах страны из федерального бюджета выделяют до 40 млрд рублей, призвана решить эту проблему.
В Петербурге она будет действовать на базе Городского мониторингового центра (ГМЦ). Сейчас он уже обслуживает единый экстренный номер «004», который, в целом, соответствует концепции «Службы 112», одобренной правительством России. Как отметил руководитель ГМЦ Геннадий Щемелев, с большой вероятностью до конца года новый экстренный номер начнет действовать во всем городе. Подключение к нему будет проводиться порайонно, чтобы учесть специфику различных городских территорий, таких, как, например, Кронштадт.
По словам начальника аналитического управления городского комитета по информатизации и связи (КИС) Александра Мельникова, работа ГМЦ состоит из двух основных аспектов. Это поддержка круглосуточного call-центра службы, который будет обслуживать сообщения, поступающие от граждан, и система обработки автоматических сигналов, например, с систем сигнализации или камер наблюдения. На каждое происшествие будет заводиться специальная электронная карточка, в которой также будут фиксироваться все меры, предпринятые теми или иными службами.
В этом году Городской мониторинговый центр заключил контракт на сопровождение автоматизированных систем ГМЦ и «004» (формально это два разных проекта — ГМЦ отвечает за связь с пожарными, милицией и скорой, а служба «004» за проблемы ЖКХ). Цена вопроса, а, судя по техническому заданию, это фактически обеспечение работы систем — всего 2,7 млн рублей.
Гораздо дороже обходится поддержка информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Петербурга, которая обрабатывает все автоматические сигналы — ведь в городе десятки тысяч объектов, на которых осуществляется технический контроль. Контракт только на первый квартал 2009 года предполагает ассигнования в размере 84 млн рублей. На открытом аукционе его получил подведомственный комитету по информатизации и связи ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». Кроме него на лот претендовал ГУП «АТС Смольного», также входящий в структуры КИС.
Историю создания и финансирования ГМЦ можно отсчитывать с сентября 2006 года. Тогда ГУ «Межотраслевой центр по приему и учету устных обращений жителей Сaнкт-Петербурга по вопросам оказания жилищных и коммунальных услуг, водоотведения, соблюдения (обеспечения) нормативных режимов вoдo-, тeплo-, гaзo- и электроснабжения» было переведено из ведения комитета по энергетике под крыло комитета по информатизации и связи. На базе этого учреждения и был создан ГМЦ.
Бюджетное финансирование ГМЦ с тех пор заметно увеличилось. Если в 2005 году, когда учреждение находилось еще в ведении комитета по энергетике, оно получило всего 12 млн рублей, то спустя год это были уже 28 млн, а спустя два — 40. В прошлом году центру выдели 55 млн, а в этом году финансирование достигло своего пика — почти полмиллиарда. В 2010-2011 годах на работу ГМЦ планируется тратить 140—160 млн рублей.
По словам Геннадия Щемелева, резкий рост финансирования в этом году связан с тем, что соответствующая строка бюджета была просто перенесена из раздела комитета по информатизации и связи в графу расходов непосредственно ГМЦ. Уже проведенная в этом году корректировка бюджета Центра не коснулась — ведь прекратить поддержку систем и просто остановить работу нельзя. Что касается снижения ассигнований в 2010-2011 годах, то оно у Геннадия Щемелева вызывает недоумение. «Мы будем добиваться необходимого уровня финансирования», -- заявил он.
Технологическая начинка Центра при этом была разработана в другом ведомстве. Она досталась ГМЦ от Ситуационного центра Смольного, который был создан под проведение в Петербурге саммита G8 летом 2006 года. Корреспондент «Фонтанки» побывал в Ситуационном центре и познакомился с его работой.
Центр занимает просторный зал в правом крыле Смольного рядом со столовой. Расставленные буквой «П» столы окружают высокую тумбу, из которой по нажатию кнопки вверх выезжают три плазменных монитора. С их помощью можно обеспечить сеанс видеосвязи практически с любым регионом страны и различными государственными ведомствами. В списке адресатов, который прокрутили перед корреспондентом «Фонтанки», в основном были управления ФСО различного уровня.
В Ситуационном центре, в частности, 10 декабря состоялось селекторное совещание с вице-премьером Виктором Зубковым по вопросам обеспечения населения хлебом, в котором принимал участие на тот момент еще глава КЭРППиТ, а теперь вице-губернатор Алексей Сергеев. В декабре прошлого года петербургские чиновники обсуждали тут с Дмитрием Козаком вопросы ЖКХ, а осенью представители КУГИ участвовали в видеоконференции с совместной рабочей группой Минкультуры и Росимущества по оформлению прав собственности на федеральную недвижимость.
Однако, по словам Александра Мельникова, на самом деле Ситуационный центр используется значительно интенсивнее. В среднем тут проходит 4—5 мероприятий в неделю, в частности регулярные сеансы связи с Москвой, а также мероприятия, цель которых — контроль работы городских информационных систем. Ведь Ситуационный центр Смольного обеспечивает координацию работы аналогичных департаментов в других городских ведомствах.
Картина происходящего в городе складывается из поступающих от них сообщений, оперативной информации дежурных служб и автоматических средств контроля. В частности, в настоящее время по всему Петербургу установлено более 1000 камер наблюдения. Сотрудники Центра захотели показать корреспонденту «Фонтанки» крейсер «Аврора», но это им не удалось — камера не отвечала. По словам Александра Мельникова, в любой момент времени по разным причинам не действует 3—4% камер. Правда, их довольно быстро чинят.
Вся оперативная информация локализуется на интерактивной карте Петербурга, к которой в настоящее время можно подключить около 200 слоев. Они отражают практически любую информацию от того, в каких зданиях чаще происходят пожары, до высотного регламента, и от аварий на подземных коммуникациях до ведущихся строек.
Обновление всей этой информации — одна из основных задач Ситуационного центра. По словам Александра Мельникова, она требует весьма значительных усилий. Дело в том, что об «электронном правительстве» в городе говорить пока рано. Различные ведомства развивают свои компьютерные системы, кто во что горазд. В результате уровень синхронизации их сведений с интерфейсом Ситуационного центра достигает не более 20%. Все остальные сведения приходится переформатировать вручную.
Кроме того, как отмечает Александр Мельников, многие руководители госструктур все еще не готовы к введению технических новшеств. Так, к системе подключен всего один район города — Колпино. От остальных в Ситуационный центр даже не поступало соответствующих заявок. Всего в настоящее время к системе подключены около десяти ведомств, среди которых, например, комитет по строительству, КЭРППиТ, ГУВД. Недавно было подключено управление Госнаркоконтроля. Различные уровни доступа со своих компьютеров имеют около ста городских чиновников.
Создание Ситуационного центра Смольного обошлось городскому бюджету в 80 млн рублей. Ежегодно на его работу выделяется 20 млн. Эти средства идут на расширение баз данных и внедрение информационных технологий в различные службы города. В этом году в 10-миллионном контракте на обеспечение работы портала Центра победил ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр».
Николай Конашенок,
"Фонтанка.ру"