Принцип «доносчику первый кнут» намерены искоренять в российских госструктурах. В рамках борьбы с коррупцией Министерство здравоохранения и социального развития разрабатывает инструкцию, обязывающую чиновников сообщать руководству о коррумпированных коллегах. Иначе как призывом к доносительству это не называют.
В распоряжении журнала "Русский Newsweek" оказались методические разработки Минздравсоцразвития. Если их положения утвердит российское правительство, различные ведомства должны будут разработать бланки с отрывными талонами-уведомлениями для приема жалоб от госслужащих на своих коллег. У чиновника, подавшего «заявку», будет оставаться уведомление о ее приеме. Запись о подаче жалобы будет заноситься в специальный журнал. На их основании будут проводиться служебные проверки, а их результаты - направляться в правоохранительные органы.
Согласно инструкции, в бланках «для доносов» должно содержаться несколько граф. Одна - для описания обстоятельств, при которых стало известно о случае коррупции. Другая - для изложения сведений о правонарушениях, к которым удалось склонить коррупционера. Третья - для описания лица, давшего чиновнику взятку. Наконец, в бланке должно быть место для указания способа, которым чиновника склонили к нарушению закона.
Напомним, что в конце 2008 года был принят закон о борьбе с коррупцией. Чиновников обязали рассказывать начальству о том, что кто-то попытался дать им взятку. В первоначальных версиях законопроекта содержалась норма и о необходимости доносить на коллег, но ко второму чтению в Госдуме она была вычеркнута. Теперь власти решили вернуться к этой идее, сообщает издание.
В Петербурге также приняли ряд нормативных актов, связанных с борьбой с «проблемой №1». Но писать доносы на коллег внутри госорганизаций не предлагалось. Смольный лишь создал горячую линию для граждан, по которой, в том числе и анонимно, можно сообщать о грехах чиновников. Однако чаще граждане используют эту телефонную линию для жалоб на жилищные службы и другие насущные проблемы.
По мнению юриста, работающего в одном из органов власти города, создание бланка — очередное «ноу-хау», которые в массовом порядке стали изобретать с началом антикоррупционной кампании. «Это попытка перенести на российскую почву католические и протестантские ценности. У православных доносить считается нехорошим поступком. А в Европе это воспринимается нормально. Здесь работает морально-этическая сторона вопроса. Так что, скорее всего, у нас эти бланки будут просто не востребованы и никто «стучать» не будет. Если только не будет введена ответственность за недоносительство», - рассуждает специалист по праву.
Представителю Смольного в ЗакСе Михаилу Бродскому вообще такие идеи не очень нравятся. «Борьба с коррупцией — дело хорошее. И я поддерживаю попытки сделать нашу страну менее коррумпированной. Но отдельные притязания что-то изменить вряд ли правильны. Я бы сделал несколько грантов и поручил бы ученым детально разобрать этот вопрос и предложить на конкурсной основе систему мер. Чтобы это было последовательно и реально. Вообще-то писать друг на друга — не очень хорошо. Но, с другой стороны, брать взятки — еще хуже, и самое страшное, когда это происходит в судах и в правоохранительных органах».
Уполномоченный по правам человека Петербурга Игорь Михайлов убежден, что такие меры — это уже не борьба с коррупцией, а попытка выявить лишние звенья внутри госаппарата. «Чиновники ради самосохранения начнут выдавать слабости соседа. И будет это опираться на инстинкт самосохранения», - считает Михайлов.
«М-да... Они что это, всерьез? Очень плохо представляю чиновника, который пишет на специальном бланке заявление на своего коллегу, а тем более, на своего начальника, - удивился инициативе политолог Борис Вишневский. - Я хорошо представляю, что будет потом с этим госслужащим. Это не борьба с коррупцией, а ее имитация и издевательство над самим понятием. Потому что ни одна система не может контролировать сама себя на предмет злоупотреблений. Единственный способ борьбы: независимый парламент, независимые СМИ и независимый суд, который приговаривает коррупционеров к неотвратимому наказанию. А так у нас любой чиновник знает, что сколько бы коррупционных действий он ни совершал, пока начальству он угоден - будет безнаказанным. А как только станет не нужен — появятся бланки. Не знаю ни одного дракона, который бы покончил жизнь самоубийством. Для этого нужны богатыри».
Александра Медведева
Фонтанка.ру