Телевидение, открывшее очередной сезон премьерами развлекательных передач, остепенилось и выдало несколько вполне серьезных новинок. Так, на Первом появился общественно-правовой проект «Участок», посвященный правилам поведения в криминальных ситуациях. А на НТВ нашли замену программам покинувшего канал Владимира Соловьева: здесь вышло в эфир новое аналитическое ток-шоу «Поздний разговор».
Скажем честно: после сенсационного возвращения на экраны целителя Кашпировского (потрясшего, пожалуй, даже тех, кто почти не смотрит «ящик») ожидать от российского ТВ можно было чего угодно: появления Тины Канделаки в качестве ведущей программы «Время», переезд «Дома-2» на канал «Культура», превращение народно-пенсионерской передачи доктора Малахова в телепроект «про это» - наш зритель ничему бы не удивился. Впрочем, медиаменеджеры решили поберечь почтенную публику и не шокировать ее неожиданными программными решениями. Телеканалы стали делать весьма предсказуемые ходы.
Первый, к примеру, вознамерился добавить в свою сетку вещания программу на криминальную тематику и на прошлой неделе представил «милицейское» ток-шоу «Участок». Вполне вероятно, что таким образом главный канал страны хотел отобрать часть аудитории у агрессивного НТВ, специализирующегося на всевозможных проектах о преступном мире. Название, отсылающее нас к одноименному сериалу про честного и хорошего милиционера в исполнении Сергея Безрукова, было выбрано не случайно. Во-первых, ведущей новой передачи стала Анастасия Мельникова – актриса, много лет снимавшаяся в культовых «Ментах» (а затем в продолжившем эпопею проекте «Литейный, 4») и стойко ассоциирующаяся у массового зрителя с экранным образом старшего лейтенанта Абдуловой. Во-вторых, в студии «Участка» будет предостаточно реальных сотрудников правоохранительных органов. Они ознакомят граждан с правилами поведения в непростых ситуациях и расскажут о том, как не стать жертвой бандитов различных мастей – уличных грабителей, мошенников, угонщиков автомобилей и т.д. Кстати, после первых двух выпусков ток-шоу выяснилось, что наша настоящая милиция трудится так же славно, как и экранные служители закона. Именно в этом пытаются убедить зрителя создатели программы.
В основе каждого выпуска «Участка» лежат реальные (как заверяют авторы проекта) истории криминального толка, случившиеся с гражданами нашей не самой благополучной страны. Естественно, речь идет о наиболее типичных ситуациях вроде нападения грабителя на темной улице, угона машины или столкновения с компанией подвыпивших хулиганов. Такого рода эпизоды реконструируются в отдельных видеовставках, а затем детально разбираются экспертами программы - психологами, юристами, инструкторами по самообороне, сотрудниками правоохранительных органов. Гости в студии анализируют поведение героев сюжетов и дают зрителям различные практические советы.
И вроде бы все хорошо и правильно: не гуляйте темными ночами по паркам, не демонстрируйте лишний раз на безлюдной улице свой мобильник, не верьте анонимам, требующим по телефону огромную сумму денег за освобождение вашего ребенка, якобы совершившего серьезное правонарушение. Однако иногда звучащие в программе рекомендации приобретают оттенок легкого маразма. Так, авторы очередного видеосюжета на полном серьезе советуют зрителю: если вы оказались ночью одни на улице, попросите какого-нибудь прохожего составить вам компанию. Можно живо представить себе реакцию человека, к которому часа этак в три пополуночи обратится с подобной просьбой незнакомец.
Но Первый не был бы Первым, если б весь разговор ограничился одними только правовыми советами и оглашением незатейливых правил поведения на городских улицах. Нельзя не заметить, что создатели «Участка» всячески дают зрителю понять: наша родная милиция тщательно бережет своих граждан. После каждого второго криминального эпизода, описываемого в программе, в студии появляется человек в погонах, спешащий отрапортовать: данное дело раскрыто, преступники наказаны. Не случайно в некоторых СМИ фигурировала информация о том, что «Участок» стал совместным продуктом Первого канала и МВД России.
«Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна» - эти слова Полиграфа Полиграфовича Шарикова вертятся в голове после знакомства с другой телевизионной премьерой – новым дискуссионным проектом НТВ «Поздний разговор». Напомним, что после ухода Владимира Соловьева и закрытия его программ сетка вещания канала, фактически, осталась без аналитики (не относить же к таковой «Честный понедельник» с медийным гастарбайтером Минаевым). В этом сезоне продюсеры решили заполнить образовавшуюся брешь и поспешили объявить о появлении в эфире НТВ «новой дискуссионной площадки», ставшей «симбиозом классического ток-шоу и актуального интервью». Правда, пока «Поздний разговор» напоминает не соловьевские программы, а скорее «Нереальную политику» с Канделаки и Колесниковым. Что, скажем прямо, странно: гости в студию приходят вроде бы серьезные, а беседа все равно получается слегка абсурдистской.
В дебютном выпуске «Позднего разговора» компанию ведущему Константину Симонову (политологу, директору Фонда национальной энергетической безопасности) составили профессор Высшей школы экономики Леонид Поляков, парламентский корреспондент НТВ Владимир Чернышов и – вы не поверите – Владимир Жириновский. Напомним, что в январе лидер ЛДПР стал участником первого эфира «Честного понедельника». Видимо, это такая традиция у энтэвэшников – приглашать Владимира Вольфовича на все новые передачи о политике.
Обстановка в студии «Позднего разговора» камерная, если не сказать гламурная: живая фортепьянная музыка, мягкие диванчики, приглушенный свет, длинноногие девушки, разносящие чай-кофе. Никаких барьеров и секундантов, никакого эмоционального напряжения. В общем, не столько площадка для жарких дебатов, сколько «пафосный» лаунж-бар. В подобных декорациях господа участники начинают беседу на вполне серьезную тему – новая посткризисная конструкция мира. Почти сразу же возникает ощущение: этот «Поздний разговор», похоже, будет театром одного актера.
Предчувствия не обманули. Владимир Вольфович говорил едва ли не все сорок минут эфирного времени. Он успел поведать нам: НАТО «как цепной пес» сегодня бесполезно, Россия способна разобраться с бандитизмом в Афганистане, а «мир созрел для формата Третьей мировой войны». Кроме того, господин Жириновский рассказал, с помощью каких именно мер он собирается заставить россиян поехать жить на Дальний Восток, и в общих чертах обрисовал антикризисную программу ЛДПР. Среди прочего в ней был преинтересный пункт о массовом строительстве малоэтажных бревенчатых домов.
Остальные участники «дискуссии» почтительно слушали Владимира Вольфовича. Изредка пытались задавать ему каверзные вопросы. Однако Жириновского, понятное дело, смутить невозможно. Когда профессор Поляков осторожно поинтересовался, как именно лидер ЛДПР намерен проводить предлагаемую им национализацию предприятий, Владимир Вольфович заявил: прежние владельцы все сами отдадут. А услышав идею господина Жириновского разделить Россию на 50 краев по 3 млн человек в каждом, тот же Поляков заметил: его собеседник мыслит, как Платон.
Впрочем, продолжателя традиции древнегреческого философа в этот вечер волновала не только тема идеального устройства государства Российского, но и, к примеру, проблема телесной чистоты населения. «Закрыли бани, открыли ВИП-сауны!» - начал возмущаться Жириновский. Тут, правда, заиграла музыкальная отбивка, и ведущий поспешил объявить: «После перерыва поговорим о том, какой должна быть система управления в стране». А что – правильно! Все почти по тому же Булгакову: разруха не в клозетах (или же банях), а в головах. Поэтому пусть господа эксперты насладятся переливами фортепьяно и побеседуют о том, как нам обустроить Россию. Глядишь – новое мышление для народа выработают. Такое, чтоб с разрухой справиться помогло.
Сергей Ильченко-мл. "Фонтанка.ру"