МВД опубликовало регламент для сотрудников ГИБДД, в котором несколько ограничило инспекторов в правах. Отныне они не могут прятать патрульные экипажи в кустах, останавливать автотранспорт на неосвещенных магистралях ночью и лишать прав депутатов, прокуроров и уполномоченных по правам человека.
Документ "О внесении изменений в Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. №185", был опубликован сегодня в "Российской газете". (Полностью его прочитать можно здесь здесь). Ничего неожиданного, как отмечают эксперты, в нем не нашлось. К положительным моментам нового регламента можно, пожалуй, отнести, запрет сотрудникам ГИБДД прятаться, ожидая нарушителя.
Так, в документе указано: "при контроле за дорожным движением автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы все его видели и могли предотвратить нарушение". Кроме того, в темное время суток сотрудники ДПС могут нести дежурство только на освещенных участках дороги, иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение. Также указывается, что работники ГАИ не могут работать на машине без нанесенной спецокраски.
Прятаться гаишникам разрешили только в единственном случае – при ведении фотофиксации нарушений.
Автолюбителям стоит также обратить внимание на прописанную в регламенте разницу между осмотром и досмотром. В документе указано, что такие распространенные действия патрульных, как сверка номеров кузова, двигателя или идентификационного номера являются элементами досмотра. А, значит, должны проводиться в присутствии понятых и с составлением протокола.
К негативным, по мнению специалистов, относится закрепленный документом запрет на составление протоколов на лиц, обладающих иммунитетом. К неприкасаемым разработчики регламента отнесли депутатов, уполномоченных по правам граждан, членов избиркомов, прокуроров, следователей. К ним не применимы правила, действующие для других. Даже если инспектор считает, что находящийся за рулем прокурор пьян, он не может отправить его на медосвидетельстование. Сотрудник может только попросить нетрезвого водителя отказаться от управления транспортом. А в случае его отказа составить рапорт своему руководству.
Эта норма вызвала наибольшее число нареканий, в том числе из-за участившихся в последнее время ДТП, виноваты в которых нетрезвые подчиненные МВД. Руководитель городского автоклуба А-24 Денис Шубин считает, что пока есть список неприкасаемых автомобилистов, сложно требовать исполнения правил от остальных. "Этот список нужно исключить из регламента. Закон должен быть един для всех. Только так можно навести порядок на наших дорогах", - говорит эксперт.
С ним соглашается глава Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. По его словам, такая норма ставит сотрудников ДПС в неудобное положение. Получается, чтобы не допустить нарушений и ДТП они должны буквально умолять некоторых граждан не садиться за руль. Остальные нововведения, впрочем, правозащитник оценивает весьма положительно. Правда, опасается, что они могут остаться на бумаге. "К сожалению, у меня нет уверенности, что поголовно все сотрудники будут выполнять требования нового регламента. Вероятно, как всегда, на местах принципиально ничего не изменится", - отметил Холодов.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"