Вокруг социальной рекламы одного из крупнейших игроков рынка, компании News Outdoor Russia, разгорелся скандал. Плакаты, на которых изображен младенец с затушенной о него сигаретой, размещенные в Москве, вызвали бурю негодования. В Петербурге принято решение не вывешивать их на улицы города. Инициатива бизнеса оказалась наказуемой.
«У любого нормального человека картинка однозначно вызывает полное неприятие того, что на ней изображено. Но если тысячи детей имеют шанс перестать ежедневно вдыхать табачный дым, то визуальным комфортом стоит пожертвовать. Закуривая сигарету при детях, курильщик должен помнить, какую боль ребенку доставляет эта привычка. На мой взгляд, это очень сильное социальное обращение, которое никого не оставит равнодушным», - так объясняет идею скандального социального плаката управляющий директор News Outdoor Russia Максим Ткачев.
Тем временем, появление на улицах столицы изображения младенца с потушенной о него сигаретой вызвало бурю негодования. Свое недовольство выразил даже уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов. Раскритиковал антитабачную кампанию и комитет рекламы, информации и оформления Москвы. На заседании Общественного совета при комитете рекламы она была признана «выходящей за рамки общепринятых представлений об этичности» и пропагандирующей жестокое обращение с детьми». При этом чиновники обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой составить заключение о целесообразности размещения подобных рекламных щитов.
Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Юрий Зинчук, компания News Outdoor Russia обращалась в его ведомство с вопросом о целесообразности появления такой социальной рекламы на улицах Петербурга. «У нас есть Общественный совет по рекламе, закон о рекламе и УФАС. Здравая позиция петербургского бизнеса, представители которого проконсультировались, прежде чем разместить плакаты, сыграла свою роль — было принято решение их не вешать», - отметил он.
Информацию о том, что в городе на Неве пока не будут размещены их плакаты, подтвердил «Фонтанке» и руководитель представительства News Outdoor Russia в Петербурге Владимир Рябовол. «Позже будут размещены другие плакаты из этой серии», - заявил он, отметив однако, что когда это произойдет, неизвестно.
«Если реклама вызывает резко негативные отклики в обществе, это имеет под собой основания. Если в рекламе заложена агрессия, когда-нибудь, рано или поздно, она всплывет», - заявил корреспонденту «Фонтанки» председатель петербургского Общественного совета по рекламе Сергей Пилатов.
Таким образом, инициатива представителей рекламного бизнеса оказалась провальной. По задумке рекламная кампания в рамках социального проекта должна была проходить в течение года в Москве, Санкт-Петербурге и крупнейших городах России. Постеры предполагалось посвятить той или иной болезненной для общества теме: здоровью (курению, употреблению алкоголя, уровню рождаемости), экологии, ответственности водителей.
Хедлайном кампании стал слоган «Все равно?!». «Эта фраза отражает идею проекта и призывает людей не оставаться равнодушными и не бездействовать, сталкиваясь с социальными проблемами. Каждый человек отвечает за то, что происходит вокруг. Окурок, брошенный на асфальт, кажется мелочью. Но если десятки тысяч человек бросают окурки, то это гора мусора. Таким образом мы сами создаем проблемы, которых могли бы избежать», - говорят в компании News Outdoor Russia.
Проект стартовал 1 января 2010 года в Москве плакатом «Пуля», который призывает задуматься об ответственности курильщиков за здоровье окружающих. Однако очередной плакат из этой серии вызвал резкое неприятие общества. Может быть, это говорит о том, что социальная реклама достигла своей цели?
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру