Парламент Финляндии, который избирается 17 апреля, придумал Михаил Сперанский, а создал Император Александр I. Не получилось в Российской империи, получилось в маленькой Финляндии…
В 1809 году, когда в каком-то смысле начиналась история современной Финляндии, не было по сути ни самого Хельсинки, ни ясных очертаний государства. Россия только что закончила войну со Швецией, в результате которой в состав Империи вошли земли до Ботнического залива. Жители земель, вошедших в состав России, не знали, что такое крепостное право (зато неплохо знали, что такое грамматика). Озлобленная Швеция, перспектива войны с Наполеоном… В этой ситуации позволить себе народное недовольство на новых землях Российская Империя просто не могла – благожелательность финнов была крайне необходима.
Заниматься государственным устройством Финляндии Александр I поручил либерально мыслящему Михаилу Сперанскому (автору проекта либеральных преобразований самой Российской Империи. Проект («Введение к Уложению государственных законов») был похоронен в архивах, Сперанскому же в конце 1808 году были переданы финляндские дела, изъятые из компетенции общерусских учреждений.
Под руководством Сперанского и были подготовлены документы, регламентирующие устройство новой территории. В «Положении о Главном правлении в новой Финляндии» от 19 ноября 1808 года говорилось о «Созвании Генерального собрания из депутатов всех сословий». (Об этом в работе «История Финляндии. Время императора Александра I» писал в историк М. Бородкин, автор многочисленных работ по истории Суоми).
Упомянутое «Собрание», или Сейм, образовывался из представителей четырех сословий: дворянства, духовенства, горожан и крестьян, и впервые был созван в г. Борго (Хельсинки тогда фактически не существовал, а Турку (Або) – бывшая столица Финляндии – по политическим и географическим причинам не подходил для этого мероприятия). Сейм открылся в марте 1809 года, его торжественно открыл сам император Александр I (двухсотлетнюю годовщину именно этих событий отмечали финны два года назад как юбилей финской государственности).
Во время этого собрания депутаты де-факто присягнули на верность России, а Сперанский торжественно зачитал предложения об устройстве Финляндии: «Его императорское величество, созывая сословия Финляндии на общий Сейм, желал явить тем самым торжественное доказательство его великодушного намерения сохранить и соблюсти нерушимо религию, законы, учреждения (La Constitution) страны, права и привилегии всех сословий вообще и каждого гражданина в частности. В этом первом и торжественном собрании Его императорское Величество, признавая желания своих подданных, желает принять их присягу верности и тем сплотить узы, которыми Провидение связало его и подчиненный его скипетру народ».
Вероятно, именно употребленное Сперанским «La Constitution» впоследствии привело к тому, что Боргосский сейм считается родоначальником Финской конституции. На самом деле, в рамках Шведского государства Финляндия не имела самостоятельного законодательства. Оно начало формироваться в 1809 году. Конституция как таковая еще не была принята.
Финский сейм мог созвать только император, и Александр I этим правом не воспользовался. Регулярный созыв Финского парламента утвердил уже император Александр II.
Но, так или иначе, с 1809 года Финляндия начала долгий путь к самостоятельности. Путь длиной почти в век – декрет о независимости для нее подписал уже В.И. Ленин.