Жаркое лето внесло коррективы и в работу городских чиновников. Вторник, день, традиционно отведенный под заседание правительства, губернатор города провела в Эрмитаже. Предметом пристального внимания градоначальницы стала выставка Пабло Пикассо. Визит был частным и давно желанным.
Смотреть на работы Пикассо глава города пришла во всем белом: платье, туфлях, украшениях. С экскурсоводом ей повезло больше других - лично для нее из отпуска на один день вернулся сам Михаил Пиотровский, «ходячая энциклопедия обо всех и обо всем». Творения одного из самых противоречивых гениев 20 века Матвиенко если не впечатлили, то, по крайней мере, заставили глубоко задуматься. Губернатор была непривычно немногословна и скупа на комментарии.
Опоздав в музей всего на полчаса, градоначальница стремительно вошла в зал, где выставлены работы художника, с массивным культурным десантом: председателем комитета по культуре Антоном Губанковым, также выбравшим для Пикассо светлый пиджак с кристально белой рубахой, главным герольдмейстером России Георгием Вилинбаховым и директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, по случаю жары даже пожертвовавшим своим шарфиком.
Служители храма искусства потоки рядовых посетителей регулировать не стали, так что Матвиенко смогла бродить по залам наравне со всеми остальными, то обгоняя, то пропуская вперед туристические группы. Те, в основном иностранцы, на градоначальницу особого внимания не обращали и, лишь заприметив телевизионные камеры и суетящихся журналистов, недоуменно спрашивали у экскурсоводов "Who is it?" («Кто это?»). Услышав же, что это "the governor of Saint-Petersburg" (губернатор Петербурга), переключались с общих планов Пикассо на две-три фотографии правительницы, спокойно прогуливающейся среди туристов и горожан. Впрочем, редкие среди посетителей петербуржцы тоже иногда пытались сфотографировать ее на мобильники.
Рассказывать о самых разных периодах в творчестве художника взялся лично Пиотровский. Как выразилась потом Матвиенко, эксклюзивный рассказчик и «ходячая энциклопедия обо всем и обо всех».
Его рассказы главе Петербурга, видимо, пришлись по душе больше чем картины, явно требующие соответствующего духовного настроя и настроения, сомнительных в рамках рабочего дня и царящей в залах жары.
Быстро пройдя мимо таких признанных искусствоведами шедевров как «Большая купальщица с книгой», «Жаклин со сцепленными руками», «Тень», «Малыш, играющий с грузовиком», знаменитых скульптур Козы и Беременной, Матвиенко задержалась лишь у картины «Завтрак на траве. По Мане».
- И что, это действительно его видение?- поинтересовалась она у Пиотровского.
- Да,- резюмировал глава Эрмитажа, вдруг также на минуту замолчавший.
Дабы хотя бы на минуту отвлечься от высокого полета творческой мысли художника, губернатор и Пиотровский, проходя по залам, неожиданно подошли к окну. Внизу виднелась длинная очередь желающих попасть в Эрмитаж, мужественно стоящих под палящим солнцем. Удовлетворенно покивав головами, они направились дальше.
Также мимоходом губернатор оценила и более ранние работы Пикассо «Портрет Ольги в кресле», «Поль в костюме Арлекино», скульптуру «Гитара», черно-белую «Резню в Корее» ненадолго постояв и у знаменитого «Бюста мужчины» и этюда к картине «Фермерша». При просмотре последнего у нее на лице отразилась глубокая и сложная гамма чувств.
- Надо же, какой он все-таки разнообразный, - протянул где-то за спиной градоначальницы Губанков, решивший поделиться впечатлениями с охраной главы города.
Губернатор же не улыбалась, не комментировала и не восхищалась, просто внимательно слушала Пиотровского, приобщаясь к столь сложному гению творца.
Как выяснилось чуть позже, визит градоначальницы в Эрмитаж был частным и давно желанным. Она хотела посетить выставку, организованную Эрмитажем совместно с Национальным музеем Пикассо в качестве подарка для России и открывшуюся 18 июня, еще во время Петербургского экономического форума, также прошедшего под знаком «Года Франции в России». Да все не было времени.
Уже комментируя итоги осмотра картин, Матвиенко призналась, что последняя выставка Пикассо была в Петербурге в 1956 году, и «это была просто редкая возможность увидеть все своими глазами и оценить для себя».
В Эрмитаже довольно неожиданно зашла речь и о другом подарке Франции. Теперь уже конкретно Петербургу - башне Мира. В сверхкультурной обстановке губернатор сообщила, что композиции на Сенной площади больше не будет, да и изначально там было не лучшее для нее место.
Отметим, в искусстве, как известно, Валентина Матвиенко (как, впрочем, и во всем остальном) придерживается классики. Все остальное, тем более авангардное, не осуждает, не отторгает, не запрещает, но не всегда принимает лично для себя. Так, например, в 2007 году она высказалась о своем отношении к творчеству рок-певца Виктора Цоя. Она заметила, в частности, что "сама не очень увлекалась рок-музыкой, но к творчеству Цоя относится очень уважительно и с удовольствием слушает его музыку и смотрит фильмы с его участием".
Светлана Коваленко,
Фонтанка.ру