Два жилкомсервиса Калининского района обвиняют в неосновательном обогащении. В суд подали жители домов, обслуживающихся этими управляющими компаниями. Ранее на работников ЖКХ уже пытались найти управу в жилищном комитете, прокуратуре и УВД, но бесполезно — управляющие компании исправно продолжали взимать с каждой квартиры на двадцать рублей больше положенного — «двойному обложению» подвергались примерно по 10 тыс. квартир по каждому из ЖСК.
Жилкомсервисы № 2 и № 3 Калининского района решили расширить спектр своих услуг. Жителей многоквартирных домов, установивших за свой счет домофоны в подъездах, уведомили, что управляющая компания расторгла договор с подрядчиком и теперь за обслуживание запирающих устройств надо платить той фирме, с которой заключил договор ЖКС. В квитанции сразу же появлялась дополнительная строка — на 19 рублей 73 копейки с квартиры больше. Понимания у населения эта инициатива не встретила.
Первый конфликт произошел в феврале 2010 года. На дверях парадных дома 13 по улице Верности появилось объявление о том, что ЖКС № 2, заботясь о вверенном его попечению многоквартирном доме, заключил договор на обслуживание домофонов с ООО «Ренард», и оплата теперь будет производиться не напрямую, как раньше, а по квитанции, выданной управляющей компанией. Одновременно, как рассказывают жители, в некоторые квартиры нанесли визит неизвестные молодые люди, предлагавшие написать жалобы на некачественную работу прежнего подрядчика.
ЖКС № 2 принял дом под свое управление в 2007 году. Домофон на средства жильцов был установлен за несколько лет до появления этой управляющей компании. Обслуживанием запирающего устройства занималось ООО «Цифрал-Сервис», и никаких претензий к его работе ни у кого из клиентов не возникало. Как и намерения поменять оператора. Инициативная группа жителей подала заявления в ЖКС № 2 и в администрацию Калининского района с просьбой исправить ошибку и исключить из квитанции начисления за обслуживание домофона. Свою просьбу они мотивировали тем, что домофон находится в собственности жителей и в договоре о передаче ЖКС №2 в списках общедомового имущества не фигурирует, следовательно — управляющая компания не имеет к нему никакого отношения.
В марте пришли ответы — и от районных властей, и от ЖКС. Тексты писем практически идентичны. Из них следует, что начисления проводятся на законной основе: домофон относится к общедомовому имуществу, подрядчика по его обслуживанию назначает управляющая компания, а все недовольные должны требовать возврата своих денег у той компании, с которой раньше заключали договор. Именно в это время — по странному совпадению — начинают массово ломаться запирающие устройства.
В конфликт вступает и «Цифрал-Сервис». Директор компании Олег Народицкий обращается в УВД Калининского района с жалобой на участившиеся случаи умышленной, по его мнению, порчи домофона в тех домах, которые оказались подведомственны ЖКС № 2. По имеющейся у него информации, в марте-апреле оказались выведены из строя запирающие устройства по 64 адресам. Ущерб, нанесенный компании, составляет, по оценке Народицкого, около 150 000 рублей.
Однако директор «Цифрала», просивший вмешаться в ситуацию, получает отказ. «Нам объяснили, что заявление должны подавать сами жители - как собственники домофонов, - объясняет он. - В итоге мы починили все оборудование за свой счет». Народицкий обращается в УФАС. И получает разъяснение, что ЖКС № 2 совершает неправомерные действия, которые надо исправить.
Жители тоже продолжают бороться за свои права и свои деньги. Они пишут коллективные заявления в прокуратуру Калининского района , жилищный комитет и ГУ ЖА. В апреле приходят ответы. Жилком подтверждает неправомерность действий жилкомсервиса, прокуратура - тоже. ГУ ЖА уверяет, что все происходящее не выходит за рамки действующего законодательства и нарушений, которые нужно устранить, не видит. Все это время жильцы оплачивают коммунальные услуги, переписывая квитанции вручную — чтобы исключить незаконно вписанный в них тариф. В свою очередь ЖКС №2, не считающий новую строчку незаконной, начисляет задолженность и пени.
В мае инициативная группа подает коллективный иск в суд Калининского района. К ситуации подключается и жилищный комитет, решивший провести расследование происходящего. И 20 мая на закрытом совещании ЖКС №2 рапортует о том, что проблема решена. Управляющая компания обязуется снять начисления и произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, а также выплатить компенсацию долга по этому тарифу. «Свое обещание они выполнили наполовину, - жалуются жители дома 13, вставшие на путь борьбы. - Тариф из квитанции исключили, а перерасчет не произвели и никакой компенсации не выплатили. И никаких разъяснений нам не дают». Не дали разъяснений и корреспонденту «Фонтанки». «У нас этим вопросом занимается замдиректора Степан Уралов, а он находится на больничном», - пояснили в ЖКС №2.
В зоне обслуживания ЖКС №2 Калининского района в домах, оборудованных домофонами «Цифрала», насчитывается 9886 квартир. И, если с каждой из них в течение полугода собиралось на 20 рублей больше положенного по нормативам, то итоговая сумма выглядит весьма аппетитно, даже если не начислять пени. Теперь судьбу этих денег будет решать суд. Коллективный иск жителей Калининского района принят к рассмотрению, на 16 августа назначено собеседование по делу.
Подобная история складывается и с жильцами домов, которые обслуживает ЖКС № 3. 2 мая — через два дня после того, как ЖКС №2 отказался от своих притязаний на домофоны — на дверях парадных (но теперь уже на другой территории) снова появилось объявление, в котором в качестве подрядчика фигурировала все та же компания — ООО «Ренард».
Коллективный отказ жителей от услуг навязанной им жилкомсервисом компании был направлен в ЖКС № 3 уже 24 мая. Однако недовольные получили ответ — выбор подрядчика по обслуживанию общедомового имущества есть прерогатива управляющей компании, которая вовсе не обязана спрашивать мнение жильцов. Сообщение жилищного комитета о неправомерности действий управляющей компании на руководство жилкомсервиса впечатления не произвело. В письме от 8 июня, подписанном генеральным директором ЖКС №3 Калининского района Ю.П.Бутенко, говорится, что компания приступает к выполнению своих обязанностей по обслуживанию домофонов по многочисленным жалобам жильцов, в полном соответствии с нормами Жилищного кодекса. Скорее всего, и эту проблему во взаимоотношениях горожан и жилищников будет решать суд. Комментариев по ситуации от них получить пока не удалось.
Напомним, что в июне этого года была завершена аудиторская проверка деятельности еще одной управляющей компании, трудящейся в Калининском районе. По данным аудита, ЖКС №1 потратил средства, собранные с жильцов, на собственные нужды — организацию праздников, материальное поощрение сотрудников, покупку автомобиля «Форд» и т.д. По отчету прибыль предприятия в 2008 году составила 40 миллионов 134 тысячи рублей. Однако, по данным аудиторской проверки, убыток компании в том же году достиг 12 миллионов 553 тысяч. Иными словами, ЖКС завысил финансовый результат более чем на 50 миллионов.
Стоит отметить и то, что самовольное включение оплаты домофона в квитанцию об оплате коммунальных услуг — отнюдь не ноу-хау Калининского района. Как уже писала «Фонтанка», к такой практике прибегали управляющие компании в Красногвардейском районе. Правда, здесь УК предпочли не доводить ситуацию до конфликта, появившуюся дополнительную сумму назвали «технической ошибкой» и согласились ее незамедлительно исправить.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру