А вот я еще хочу сказать то, что происходит между двумя разнополыми взрослыми психически здоровыми людьми с обоюдного согласия, когда они стремятся к обоюдному наслаждению и не в ущерб другим людям (за закрытой дверью) — то допустимо все, что угодно! Кто-то хочет прыгать со шкафа друг на друга, качаться чуть ли не на люстре, орально, анально, традиционно - все это вопрос договора. Но! Не следует пренебрегать нормой, которая определена европейскими сексологами в шести пунктах.
На самом деле вопрос: что нормально в сексуальном поведении человека, а что не - является на сегодня чрезвычайно запутанным. Про секcуальное поведение человека можно понять только с точки зрения дисциплинарного подхода, так как сексуальное поведение зависит и от психологии личности, и от физиологии, и от гормонов, и общественной психологии социума, и от культуры. Получается перекресток социальных, психологических и медицинских наук. Понятно, что объяснить что-либо со стороны целого ряда наук - крайне сложно. Но есть как бы три таких основных подхода к понятию нормы.
Вот сегодня сожительство с 13-летним подростком не просто считается недопустимым с точки зрения общества и морали, но еще и карается законом. И, по большому счету, это близко к понятию педофилии, которая сегодня ужасает всех нормальных людей. Но в то же время, ряд древнейших народов, которые выжили через многие тысячелетия - древняя Индия, древние иудеи - на протяжении сотен-тысяч лет брак позволяли с 13-летнего возраста. Так, то, что сейчас недопустимо - было когда-то обычной практикой. Это мы говорим о факторе времени, который повлиял на норму.
А теперь поговорим о факторе культуры. Пример полукомический... Известно, что существует такое сексуальное отклонение как зоофилия - сексуальное влечение и действие с животными. Понятно, что это лежит за гранью нормальной человеческой сексуальности. Но что любопытно? В советское время, где в каждой из республик был свой уголовный кодеск, это статья была зафиксирована только в уголовном кодексе Азербайджана. И, исходя из этого, получалось следующее, что в Азербайджане за сексуальные действия могли осудить. А вот если тот же субъект сексуальных домогательств передвигается на один метр с овечкой от границы в другую республику, то это могло быть интерпретировано как угодно, но не подпадало под статью. Это означает, что разница между культурами столь грандиозна, что одни и те же действия в разных уголках земли даже в одно и то же время - категорически по разному расцениваются!
Еще пример: если с точки зрения нашей европейской морали сожительство с тремя-четырьмя женщинами считается, мягко говоря, странным и подпадает под сексуальное отклонение триолизм, т.е. групповой секс, то в мусульманском мире — это полная норма. Т.е все эти критерии, повторяю, относительны.
Значит, какие три основные попытки ввести критерии для понятия нормы. Первый подход, когда в качестве критерия берут мораль. И это самое опасное. Вот с точки зрения морали это не годится, значит, за это надо карать. Ведь с точки зрения морали старушек на скамейке проходящая мимо девочка в мини должна не просто осуждаться, а быть подвергнута наказанию. Мораль не едина! Она зависит от места, времени, культуры конкретного общества. И, во-вторых, она часто очень меняется. Поэтому опора на мораль не проходит.
Второй из критериев - это статистика. И, на первый взгляд, - это убедительно. Что чаще встречается - то и есть норма. Пример: люди ходят ногами, но если кто на руках - это эквилибрист, либо это шутка, шоу. Однако при всей вроде бы логичности подхода статистика тоже не может быть критерием для нормы или патологии в сексуальном поведении. Почему? Ну, во первых статистика обслуживает всегда мораль. В обществе, где царит одна мораль - будет больше представлено такого. В другом — другого.
Подтверждается это следующим: в условно говоря христианском мире, т.е., в мире, где ведущей религией является христианство, частой позицией в сексе является миссионерская поза. Почему? Когда осваивалась Америка, новые земли, то миссионеры обучали дикарей в сексе вот этой позиции. И более того, один из римских пап издал в свое время указ, что для истинных католиков эта позиция только и возможна, а все остальное - от лукавого. А, скажем, в арабских скотоводческих странах из глубины веков, наоборот, применима позиция коленно-локтевая. Когда мужчина сзади. То есть статистически поведение отражает господствующую мораль. Потому что большинство этой моралью гипнотизируется. Это во-первых. А во-вторых, статистика не всегда отражает реальную суть вещей. Поэтому, как мы помним, у Ильфа в записных книжках записано: есть ложь, есть чудовищная ложь, а есть статистика. И мы знаем, как статистически можно подтвердить все, что угодно.
Третий критерий - система, это когда под нормой хотели понять наиболее благоприятные условия для функционирования системы. Подход пришел из кибернетики. И в сексологии под системой подразумевается партнерская пара, грубо говоря. Все, что содействует и благоприятствует сексуальным действием в паре - можно считать нормой. Это, безусловно, гуманный подход. Но, заметим, что здесь есть проблемы. Например, Гумбольдт Гумбольдт и Лолита - тоже пара. И все их действия были добровольны, кроме того, что она была несовершеннолетней. С учетом этого же критерия, действия сексуальной садистки и сексуального мазохиста - идеальны. Если бы, допустим, сексуальный садист встретился с нормальной женщиной - то за свои действия он мог бы сесть в тюрьму. А если бы обычный мужчина встретился с мазохисткой - то он бы был ей скучен и не интересен. Получается, что с точки зрения этого подхода, действия садиста и мазохистки надо признать нормой. И, должен сказать, что среди ряда сексологов мирового уровня — есть те, кто это признает. Они опираются на то, что если люди взрослые и если их действия добровольны - то следует признать их нормальными. Но мне, как человеку с медицинским образованием, трудно признать нормальными действия, которые ведут к физическому ущербу: рубцы, хлещет кровь, травмы. Несмотря на добровольное желание обоих! В данном случае добровольное желание происходит из-за того, что психика этих людей ненормальна.
Что же получается? На сегодняшний день единого подхода и единого ограничения как бы нет. А такого не бывает ни в одной медицинской сфере. Вот нет такого, что нельзя было бы сказать - нормально работающее сердце или ненормально. Вот эта костная ткань переломана или нет. Всегда есть точные диагностические критерии, чтобы можно было сказать - патология или нет. В нашем случае это не так. И поэтому на сегодняшний день подавляющее число специалистов принимают критерии, которые выработаны в конце 90-х годов в немецком институте сексологии в Гамбурге. Их шесть.
И они следующие. Сексуальная норма предусматривает:
1. Социальную зрелость партнеров. Совершенно понятно, что люди должны быть взрослыми, чтобы отдавать себе отчет в происходящем.
2. Второе - и это достаточно любопытно: большинство сексологов считают, что гомосексуализм - это не болезнь, а как бы вариант ориентации. Но все-таки в качестве критерия вводят разный пол партнеров, имея ввиду идеальную норму!
3. Третье - взаимное согласие на сексуальную связь. Это крайне важный критерий, который кажется с одной стороны само собой разумеющимся, но который тысячелетиями не учитывался сильной стороной. Да и сегодня мужчины, если речь не идет о прямом насилии, то чаще всего это принуждение. Любыми способами переламывание нежелания другого человека. В критериях нормы же строго сказано о взаимном и равноценном согласии.
4. Следующий критерий - стремление к обоюдному наслаждению. То есть - эдакая борьба с социальным эгоизмом, когда один человек за счет другого пытается достичь удовольствия. Но необходимо, чтобы непременно у обоих было от сексуального общения позитивное чувство.
5. Пятый критерий - отсутствие ущерба здоровью. Даже если кто-то что-то эдакое хочет!
6. Дальше критерий - отсутствие морального и психологического и любого иного ущерба другим людям. Вот, допустим, если это будет происходить на углу Невского и Владимирского - то это уже вне нормы! Обязательно во внимание берем - где ты.
Вот эти шесть критериев на сегодняшний день являются разделяющими норму и патологию. Но в то же время подчеркивается, что они временные, потому что, еще раз говорю, мы перечислили шесть критериев вместо одного подхода, который, как мы видим с позиций морального подхода статистического и системного, не абсолютный.
Что касается орального, анального и других вариантов и форм секса - могу сказать следующее. Между двумя людьми может происходить все, что угодно! Но только если это не нарушает не одного вышеизложенного критерия. Вот, допустим, если есть элемент принуждения, или люди совокупляются на глазах у всех на улице - это уже не нормально!
И я бы еще добавил критерий психического здоровья партнеров! Необходимость этого показывает практика. Вот был у меня случай, когда женщина подавала на развод через небольшое совсем время после совместной жизни. И как раз по причине, которая ее привлекла к этому человеку. Поначалу она была восхищена, что ее друг, а потом и муж - большой затейник, мастерский такой. То он переодевался, то бегал на четвереньках, то он говорил - давай быстро займемся сексом в кафе в туалете. Ей казалось, что таким образом между ними постоянно было что-то будоражащее, разнообразное. Но когда они стали жить вместе, он просил ее сначала лаять, потом бегать на четвереньках. Ну, тут она уже немножко напряглась, так как разнообразие стало припахивать дурным цирком. Но когда он начал ее спаивать и вынуждать, чтобы она занялась сексом с двумя его друзьями, то у них начались колоссальные конфликты. На фоне одного из конфликтов он выпрыгнул из окна - но ничего страшного с ним при этом не случилось. Потом же оказалось, что у него шизофрения. Человек был болен психически! А ведь по первости ей казалось - ой, как интересно, ой, как необычно! А сегодня очень много говорят о необычности и приветствуют ее, а обычное считают чуть ли не ненормальным. Многим кажется - обычное очень банально. Поэтому я обязательно ввел бы критерий психического здоровья.
Вот эти критерии поглащают все. А дальше уже другой вопрос - вопрос договора: вагинально, орально, анально... это вопрос договора. На мой взгляд шесть критериев и седьмой - они все проясняют в отношении нормальности-ненормальности происходящего. А уж как там это происходит - никого, кроме двоих, не касается!
Лев Щеглов, доктор меднаук, профессор, сексолог