В Петербурге совершен первый полет на воздушных шарах. Пионером нового экстремального развлечения, приуроченного к десятилетию «Фонтанки», выступил главный редактор газеты-юбиляра Александр Горшков. Он провел в воздухе целых 15 минут, а спустившись, невозмутимо дал интервью городским телеканалам.
Полет был назначен ровно на 12-00. Когда монтаж и проверка страховочных тросов были, наконец, завершены, “пассажира” пригласили на посадку. На Горшкова надели снаряжение, к которому прикрепили трос, связующий воедино все шарики. Другой трос от шаров привязали к “Хаммеру”, который выступил тягачом.
Юлия Никитина, Александр Горшков
Вскоре после полудня главред “Фонтанки”, победив силу тяготения, благодаря гелию и команде обеспечения, взмыл вверх на связке из 60 оранжевых шаров диаметром в 1,5 метра. Его подняли на высоту 10-12 метров, и если бы не страховочный трос, который был крепко привязан к тяжеловесному джипу, медленно продвигавшемуся по площади Трезини, руководитель интернет-издания, поддавшись ветру, полетел бы в сторону Ленинградской области.
Пока “поддували” дополнительные шары, оранжевая связка привлекала к себе внимание прохожих и автолюбителей. На огонек зашла свадьба. Жених с невестой с удовольствием фотографировались на фоне шаров фирменного "фонтанковского" цвета. С нескрываемым любопытством за приготовлениями наблюдали местные стражи порядка.
Во время полета Горшков сохранял невозмутимость и даже умудрялся снимать все происходящее на видеокамеру.
На высоте он провел около 15 минут, а спустившись, сразу же попал в окружение телекамер. Отвечая на вопросы журналистов, Александр заявил, что посвятил свой полет 10-летию “Фонтанки”. “Мы делаем новости, - сказал главный редактор, - и решили одной из таких новостей отметить наш праздник. Теперь в Петербурге состоялся первый полет на связке воздушных шаров».
Затем шарики, уже не удерживаемые грузом, стали подниматься над площадью. Оранжевые шары, взмывающие в небо, было видно еще очень долго...
Правовой аспект полета прокомментировал для “Фонтанки” старший партнер юридической компании Pen&Paper Константин Добрынин.
«Посмотрим, не нарушил ли что-нибудь главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков? В КоАП РФ есть ст. 11.4., часть 2 которой устанавливает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Есть правила и есть определение воздушного судна-нарушителя, которым является воздушное судно (летательный аппарат) гражданина или юридического лица, допустившего нарушение использования воздушного пространства Российской Федерации.
Понятие воздушного судна содержится в ст.32 Воздушного кодекса РФ. Там воздушное судно определяется как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Т.е. Воздушный кодекс дает довольно широкое понятие воздушного судна.
Также в российском законодательстве есть определение летательного аппарата, которое дается Федеральным законом от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации". Летательный аппарат определяется через перечисление механизмов, относящихся к таковым. Летательными аппаратами являются самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты..
Если по-русски, то четких критериев нет. Все путано.
Фактически им является любое устройство, поддерживаемое в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом. И если резюмировать всю эту совокупность правовых норм применительно к вашему путешествию на воздушных шарах, то при очень большом желании мы можем попытаться классифицировать его как летательный аппарат или (о, ужас) воздушное судно.
А раз можем, то можем и оштрафовать Горшкова в размере от трех до пяти тысяч. Если же он летал как должностное лицо, то до пятидесяти тысяч. А уж если все это организовала «Фонтанка» как юридическое лицо, то до полумиллиона штрафа. Вот так, братцы. А если не как юрист, а как человек, то летайте – в суде отобьемся”.