Порадовал президент. Двумя вещами. Первое, он утвердительно подтвердил, что милиция все же превратится в полицию, причем в установленные сроки, несмотря на стойкое желание его подчиненных позаниматься этим процессом бессрочно. Второе, и, пожалуй, главное сегодня для правоохранительной системы, - он начал процесс реформы. По сути, создания нового следственного комитета (НСК). В будущем единого. И это хорошо.
То, что следственный комитет должен быть и должен быть новым, обособленным и объединять все следственные органы страны, независимо от типа и характера расследования, - это очевидно. Тому есть, по меньшей мере, две лежащие на поверхности заскорузлого правоохранительного стола причины. Вот они: осознанная необходимость полной независимости от органов МВД и ФСБ как звеньев исполнительной власти и, одновременно, от прокуратуры, которая будет осуществлять за ним (НСК) надзор. А надзор и подчинение, как это происходит сейчас, когда СК подчинен Генпрокуратуре, - не совмещаются в одном флаконе.
Но создание НСК не должно представлять собою банальное вливание старого вина в новые мехи, то есть перемещения старого следствия, отягощенного коррупцией и некомпетентностью, в новый следственный орган. Залог успеха реформы следствия, включая создание НСК как ключевой элемент этой реформы, - отказ от прямой идейной и кадровой преемственности следствия по отношению к его правопредшественникам – двум следственным комитетам и многочисленным следственным управлениям силовых ведомств.
Судя по всему, НСК будет создаваться на базе СК при прокуратуре, возглавляемого ныне Александром Бастрыкиным. Фигура Бастрыкина, как нового-старого руководителя этого органа, в настоящий временной отрезок весьма разумна, несмотря на критичное, а зачастую и ироничное отношение к нему значительной части правоохранительного сообщества. И вот почему: даже оппонентами и врагами его признается, что Бастрыкин – неподкупен. Как это ни дико звучит. Что для нынешней правоохранительной системы – аномалия. А для создания НСК этого уже более чем достаточно.
Не хочется рассуждать здесь, как мы до этого дожили, но дожить умудрились. Правоохранительный орган может быть непродажным и невороватым только тогда, когда его руководство здоровое (вспомним наркома продовольствия Цюрупу, не помышлявшего в 1920 году, как бы ему полакомиться деликатесами). Бастрыкин, конечно, не Цюрупа, но по своим личным качествам и задаткам очень напоминает большевика. В хорошем смысле слова.
Главным же ноу-хау НСК должен стать принципиально иной принцип кадрового отбора. Самое главное – не допустить нашествия в новый следственный орган профессиональных коррупционеров из ныне существующих органов. Иначе вся реформа бессмысленна.
За последние 20 лет правоохранительная система изблевала из себя практически всех, кто не захотел или не встроился в коммерческие (попросту говоря, преступные) правила игры и жизни этой самой системы, тех, кому было присуще хорошее и забытое слово - принципы. Но они - эти отверженные - никуда не делись, и многие из них вполне дееспособны. Самое главное, что у них дееспособен мозг. И они обладают правильным опытом. Их не только можно использовать, но и необходимо, если мы хотим отстроить систему заново.
Сырьем для новой системы может стать молодежь. Те, кому сейчас 20 и чуть за 20 – кто только выходит их институтов – университетов - академий и еще не успел заразиться дурной болезнью и кто по природе своей пассионарий, желающий создавать.
Идея формулы успеха НСК и костяк команды для воплощения этой формулы в жизнь необходимо сформировать до его создания. Не наоборот.
P.S. В поисках кадров для будущего НСК не надо ограничиваться территорией РФ. В странах СНГ живет огромное количество наших граждан, соответствующих указанным критериям 20/20. Если им предложить, то они захотят и будут работать. И мотивация у них будет запредельной. Они наши варяги. А сегодня многие из них бедствуют и никому не нужны.