Сейчас

-4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-4˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -7

2 м/с, вос

755мм

90%

Подробнее

Пробки

5/10

День сыщика. Неизвестного

607
ПоделитьсяПоделиться

Если День милиции является праздником исторически всенародным, то празднование дня рождения сыска всегда кулуарно. Сама же система относится к дате 5 октября более личностно, чем к любому другому ведомственному празднику. Руководители ГУВД Санкт-Петербурга и области объяснили представителям СМИ почему. 

Сыск испокон века считался корневой системой правоохранительной структуры. Работа уголовного розыска максимально приближена к рядовому гражданину. Именно к оперу бегут пострадавшие от квартирной кражи, уличного ограбления, угона машины. Но вот коллизия: что такое уголовный розыск, знают благодаря сериалам даже дети, а вот в лицо настоящих (не киношных) холмсов не знает никто.

«Фонтанка» накануне праздника поинтересовалась у знакомых -  кто для них является лицом сыска. В лучшем случае назывались имена Глеба Жеглова (персонаж фильма) или Владислава Пиотровского (глава петербургского ГУВД). Примерно такой результат дает и поиск в Google — в поисковике с большим трудом можно найти фамилии начальников  уголовных розысков. Может, это происходит потому, что главным отличительным и определяющим качеством настоящего оперативника является скромность? По крайней мере, так должно быть, по версии главного милиционера Северной столицы Владислава Пиотровского.   Далее идут  интеллигентность, смелость, умение принимать решения, авторитет. На прямой вопрос, почему страна не знает в лицо своих героев, а отдуваться во всех ситуациях приходится самому Пиотровскому, глава ГУВД признался: «Я готов за всех отдуваться, лишь бы ребятам не мешали работать».

Владислав Пиотровский, который с гордостью говорит, что является выходцем именно из уголовного розыска, с удовольствием ставит в заслугу главку то, что в смутные времена  удалось удержать костяк профессионалов сыска и сохранить традиции. Но, к сожалению, сберечь удалось не всё: как рассказывают старожилы, если раньше начальника уголовного розыска РУВД в районе  знали не все, значит, он плохо работал.

Ветераны советского сыска рассказывали корреспонденту «Фонтанки» такую историю. В середине 80-х годов уголовный розыск Василеостровского района возглавлял Канаев — опытный, с характером, начитанный, с юмором. Когда он шел по линиям района, с ним постоянно здоровались: и торговые работники, и служащие предприятий, и блатные. Он на бегу пожимал сотни рук. На рынке, в притоне, в партийных кабинетах никто не посмел бы поинтересоваться его удостоверением. Его все знали в лицо. Им пугали, на него рассчитывали. Абсолютно публичное лицо. Он не посылал повестки, а, увидев жулика, передавал: «Скажи такому-то, что завтра его жду с утра — надо потолковать». Непослушание влекло хлопоты. Это, по мнению оперов, говорило об уважении к профессии, которая проистекала из личной ответственности сыщиков и веры в них людей. Веры, аналогичной той, о которой хорошо сказал персонаж Сергея Юрского, несправедливо обвиненный в убийстве бывшей жены, персонажу Владимира Конкина: «Шарапов, найди его, даже если меня осудят, найди! Я верю, что ты найдешь».

Такой персональной ответственности, веры, уважения (которого, уверены, оперативники петербургского сыска достойны) обществу в отношениях с милицией пока не хватает. Возможно, двери в закрытую комнату с героями откроются в рамках реформы. Президент, который затеял ее, осознав весь ужас отношения страны к тем, кто должен защищать граждан от преступности, основным принципом взаимоотношений как раз и провозгласил «открытость». Именно это, по мнению главы государства, сможет в корне поменять отношение обыденной неприязни на уважение к профессии. Как, например, в Европе или США, у которых если и стоит чему поучиться, то как раз пиетету к правоохранителям. А там он огромен. Одну такую фотозарисовку недавно привез из Майами старший партнер юридической компании Pen & Paper Константин Добрынин (его отец в свое время был одним из руководителей ГУВД): «Фотографии я сделал в обычном полицейском участке в городе Майами. На них 2 погибших копа. Один погиб в середине прошлого века, второй в неспокойные американские восьмидесятые. Этих ребят помнят, знают в лицо и уважают до сих пор. Если о них спросишь - расскажут. Доброжелательно и с интересом к тебе. Это называется правильный имидж. И правильное воспитание. Граждан в том числе».

ПоделитьсяПоделиться

Ему вторит и бывший оперативник ленинградского УгРо Евгений Вышенков: «Нет подразделения, где не висят фотографии Глеба Жеглова. Но Жеглов был создан режиссером только для одного,  чтобы главный герой Шарапов смог разобраться в жизни и стать сильной здоровой личностью. К тому же Жеглов, по гамбургскому счету, герой отрицательный — его не волновал Груздев, даже после того как выяснилось, что он не виновен. Он не спешил его выпускать, а сделал это Шарапов. Теперь прикиньте эту ситуацию на себя в камере. И весь пафос с «вором, который должен», превратится в агрессивную иронию. А вот Германы создали Ивана Лапшина, который говорил, что начальник розыска входит в притон первым. Но фотографий Лапшина не наблюдается. Печально, что ни Шарапов, ни Лапшин лидерами продаж в ближайшее время не станут».     

Знать профессионалов, которые живут по принципу «Я сказал, а значит, я сделаю все, чтобы наказать виновных» (таких, по опыту, немало в УР ГУВД), нужно не только народу, но и преступникам, в которых уверенность системы будет и должна вызывать страх. И страх публичности в рядах правоохранителей пока играет им не на пользу.

С уважением к петербургскому уголовному розыску,
Татьяна Востроилова
Фонтанка.ру
 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close