Сейчас

-3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-3˚C

Пасмурно, Снег

Ощущается как -5

1 м/с, вос

761мм

91%

Подробнее

Пробки

1/10

Брайан Ино в Петербурге: Разрушитель пирамид

2177
ПоделитьсяПоделиться

Британская легенда современной музыки, композитор и продюсер Брайан Ино приехал в Петербург, чтобы прочитать лекцию. В стенах Консерватории мэтр полтора часа публично развивал тему «Что такое культура и зачем она нам».

Ему 62, за плечами 25 записанных альбомов и почти столько же коллабораций, а он продолжает удивлять. Брайан Ино оказался спокойным, неторопливым человеком, без спеси, с тонким чувством юмора и удивительными голубыми глазами. Для начала, буквально с порога, объявил журналистам, собравшимся на предварительную пресс-конференцию, что они должны завидовать сами себе, живя в таком прекрасном городе. Впервые Ино приехал в Петербург в 80-х годах: тогда он плотно потрудился над звучанием героев русского андеграунда – группы «Звуки Му». А в конце 90-х работал с командой «Нож для Фрау Мюллер». Тогда Ино жил здесь с женой на канале Грибоедова. «Когда я был студентом и изучал живопись, моим любимым периодом был период русской живописи начала XX века, – рассказал Брайан Ино. – А в 1997 году, пока я жил в Санкт-Петербурге, я буквально не вылезал из Русского музея, потому что в нем содержится обширная коллекция того периода. Стыдно признаться, в Эрмитаже я был лишь однажды, а вот в Русском музее – раз двадцать пять, не меньше».

ПоделитьсяПоделиться



Закончив с реверансами в адрес русской культуры, заговорил о главном: «Что меня всегда поражало в крупномасштабных популярных музыкальных проектах – для достижения такого успеха надо ухватить дух времени. А это штука опасная и непростая. Надо хорошо понимать его механизм, устройство. Это не каждый может». При этом даже тем, кто никогда не слышал музыку Брайана Ино, стало очевидно, что сам он – может. Ино сформировал стиль большинства влиятельных групп последнего десятилетия. Как музыкант и саунд-продюсер приложил руку к творениям U2, Дэвида Боуи, Coldplay, Genesis, Пола Саймона, Элвиса Костелло. Начинал в 70-е как клавишник и специалист по звуковым эффектам в группе Roxy Music. В 80-е сотрудничал с композитором-минималистом Гарольдом Баддом и трубачом-авангардистом Джоном Хасселлом. Стал автором музыкального направления эмбиент – «атмосферной музыки». Альбом Ино 1978 года «Ambient 1: Music for Airports» до сих пор считается образцом жанра и возглавляет все «топы» лучших эмбиент-дисков. «Я не хотел, чтобы музыка менялась. Я хотел, чтобы она была как среда, как картина. Я понял, что хочу записывать музыку, которая бы стремилась к состоянию живописи. Не я один об этом думал, поэтому эмбиент и нашел свою аудиторию. Мысль была в воздухе» – пояснил Ино собравшимся.

ПоделитьсяПоделиться



«Есть три области, которые устроены как пирамида: первая – оркестр (на самом верху Бог, далее – композитор, потом – дирижер, следом – музыканты, а за ними, после оркестровой ямы, публика). Вторая область – церковь. Третья – армия. Мне не нравится, как работает это устройство, – сама структура пирамиды, где наверху гений. Я предпочитаю положение окружения и растворения… Мне интересно устранить, размыть барьеры, чтобы не было “или – или”, а было “и – и”», – говорил Ино уже на лекции, которую пришли послушать полторы тысячи человек. В XIX веке главным музыкальным открытием стал оркестр. В XX веке – звукозапись. Однако идея записанной единожды композиции, которую слушатель вынужден прокручивать тысячи раз в неизменном виде, себя исчерпала. В XXI веке, полагает Ино, музыка будет каждый раз создаваться заново – посредством взаимодействия компьютера и человека.

ПоделитьсяПоделиться



Экспериментируя с синтезом звука и изображения, Брайан Ино создал Bloom, приложение для айфона. Когда пользователь прикасается к различным частям экрана, возникают звуки разной тональности и разноцветные фигуры. Свою аудиовизуальную инсталляцию «77 Million Paintings», основанную на этом же принципе, Ино будет представлять в рамках фестиваля Yota Space, который пройдет в Петербурге с 5 по 19 декабря. «Это произведение, над которым я работаю уже в течение нескольких лет. Вначале я использовал проекторы со слайдами. Теперь – плазменные панели. При этом я беру изображения, которые раньше использовал для проекторов. Большая часть из них сделана вручную в очень небольшом масштабе, а теперь их размер значительно увеличен. Здесь нет статики, всё постоянно меняется, причем очень медленно. Зритель может заметить перемены только после нескольких минут рассматривания изображения. Каждое сочетание изображений является уникальным».

ПоделитьсяПоделиться



Так что в итоге Ино раскрылся как гуманист. Все жизнь работал над тем, чтобы музыка меняла окружающую реальность, а в итоге пришел к тому, что в этом творческом процессе может – и должен – принять участие каждый человек.

ПоделитьсяПоделиться



Ася Васильева
«Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Садчиков-младший.

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

ЛАЙК0
СМЕХ1
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close