Больше 20 тысяч зрителей собрал в СКК «Петербургский» концерт Элтона Джона, выступившего в компании перкуссиониста Рэя Купера. По ходу выступления, которое оказалось некоротким – 2 часа 45 минут, музыкант несколько раз вспоминал, как они с Купером «зажигали» вместе в Ленинграде в далеком 1979 году. Тридцать лет позади, цены на билеты взвинчены до безумия, а народ всё равно ломится на концерт.
Для концерта Элтона Джона сцену максимально отодвинули от амфитеатра – «сидячий» партер здесь никогда еще не был таким огромным. Еще одно новшество: так называемые «зоны повышенной комфортности» – с отдельным входом, гардеробом, баром и, главное, мягкими диванами на две персоны (правда, под ногами у любителей комфорта так и остался ничем не прикрытый бетонный пол СКК). И всё продано, причем диванчики оккупированы не только солидными парами, но и юными меломанами. Сидят (точнее, полулежат) они перед самой сценой, но то ли от избытка эмоций и энергии, то ли от желания размять косточки иногда вскакивают, хлопая сэру Элтону, потом снова ложатся.
В свои шестьдесят три он выглядит великолепно – к тому же в немыслимом дизайнерском пиджаке (на спине вышита русалка), в переливающейся рубашке, модных очках и с бриллиантом в ухе. Прическа напоминает сноп осеннего сена. Ходит сэр Элтон вразвалочку. Он улыбчив и приветлив в паузах между песнями, а за инструментом крайне сосредоточен и серьезен. Особенно в первые полчаса концерта, пока «грузил» зал унылыми и монотонными балладами, сопровождаемыми длинными фортепианными пассажами. Благо, встроенная мини-камера позволяла получить четкое изображение рук пианиста и клавиатуры, и зрители могли детально рассмотреть технику игры на рояле выпускника Лондонской королевской музыкальной академии. В свое время молодому музыканту объявили, что у него слишком маленькая растяжка пальцев, поэтому о серьезной карьере классического пианиста нечего мечтать. Что ж, два огромных видеоэкрана на концерте в СКК могли дать полное представление и о растяжке, и о технике игры нашего гостя. Внешне он играет совсем не эффектно, руки словно привязаны к клавишам, кисти скованны. Однако рояль звучит как оркестр, творит чудеса, заполняет музыкой огромный зал-стадион.
В 1979 году визит Элтона Джона и Рэя Купера произвел эффект разорвавшейся бомбы не только потому, что звезды рока тогда не ездили на гастроли в Советский Союз, но еще и из-за того, что наши меломаны не представляли такой рок – сыгранный только на рояле, с примесью перкуссии. Это было абсолютное ноу-хау Элтона. В последующие годы он выступал и с рок-составами, и с симфоническим оркестром. Но старая любовь не забывается, и годы спустя Элтон вместе с виртуозом-весельчаком Купером вновь взялись за свое. И вновь диву даешься, как им вдвоем – без шоу, без компьютерных спецэффектов – удается держать внимание огромного зала на протяжении почти трех часов. Конечно, авторитет исполнителя настолько велик, что зрители простят ему и монотонные перепевы, и затянутые фортепианные экзерсисы, чтобы только в финале услышать «Candle in the Wind» и другие суперхиты. Но, несомненно, Элтон знает какой-то секрет всеобщей зрительской любви, раз «накрывает» своими балладами новые и новые поколения.
Он был введен в «Зал славы рок-н-ролла» еще в 1994 году и посвящен в рыцари в 1997-м. И сейчас он на коне. Но в последнее время музыкант постоянно сетует, что не будет больше писать песен, так как стар для новых хитов: «Я не хочу появляться на музыкальных телеканалах MTV и VH1. Я не собираюсь конкурировать с группой JLS или Lady Gaga. Я сейчас нахожусь на таком этапе, когда думаю, что не смогу больше писать поп-музыку», – говорит Элтон Джон. Как бы то ни было, в середине октября 2010 года музыкант выпустил очередной студийный альбом «The Union». Пластинка записана совместно с американским музыкантом Леоном Расселлом, преуспевшим в кантри, фолке и блюзе. И хотя новый диск не стал суперсобытием, однако несколько песен интересны, оригинальны и отлично вписались в петербургский концерт. Так что о закате карьеры Элтону думать рано, ведь даже если он не будет выдавать новые песни, то публика легко простит и еще лет тридцать с радостью будет слушать его старые добрые хиты.
Михаил Садчиков
«Фонтанка.ру»
Организаторы запретили фотосъемку на концерте, поэтому в оформлении материала использованы фотографии с концертов Элтона Джона середины 2000-х годов с сайта ejfc.ru.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»