На вопросы «Фонтанки» ответил глава комитета по благоустройству Андрей Подобед. Отвечающий за уборку дорог и тротуаров чиновник рассказал, как на самом деле убирают Петербург от снега, а также о том, почему зимой нужно экономить.
- Андрей Владимирович, второй год в Петербурге настоящая русская зима с морозами и снежными завалами. Как Вы оцениваете, в этом году дорожные службы справляются с проблемой очистки от снега лучше или хуже?
- Мы очень серьезно отнеслись к проблеме прошлого года. Проанализировали ситуацию, продолжаем делать выводы. Ищем пути более эффективной работы. В душе мы, конечно, надеялись, что такой зимы, как в прошлом году, в этом году уже не будет. Но наши надежды не оправдались. И если в том году у нас было 270 см осадков и это был рекорд за 130 лет, то сейчас — за неделю до конца января - мы уже зафиксировали 240 см.
При этом, надеясь на лучшее, мы все равно готовились к суровым испытаниям. К октябрю мы привели в порядок всю имевшуюся технику (это более 1200 единиц только уборочной техники и порядка 600 вспомогательной). Кроме этого, получили 599 единиц новой уборочной техники, которая уже показала себя в деле.
За лето нам также удалось построить 14 солехранилищ (до этого в городе было только 4). Было закончено строительство первой стационарной снегоплавильной камеры на Рижском проспекте, которая принимает 300 тысяч кубометров снега в месяц. Также завершается строительство 3-х площадок снегоприемных пунктов в Коломягах, Кронштадте и Петродворце. Так как основной проблемой прошлого года был именно вывоз снега из города, то мы заранее заключили соглашения со строительными и дорожными компаниями на предоставление погрузочной техники и самосвалов, которые привлекались в самые «жаркие» дни.
- В дни пиковых осадков комитет отчитывается о привлечении на уборку дорог около 2 тысяч единиц техники. В Москве же говорят о 15-ти тысячах, при том, что столица по площади уступает городу на Неве. Возможно, Петербургу тоже нужно больше машин для уборки?
- Действительно, мы привлекаем до 200 самосвалов и погрузчиков для вывоза снега. Кроме этого, предприятия, задействованные в уборке города, располагают порядка 2,5 тыс единиц техники, включая вновь закупленную и подготовленную к зиме. Это гораздо меньше, чем в Москве. И, наверно, если нам потребуется очень быстро, за один день убрать и, главное, вывезти весь выпавший снег, то нам тоже потребуется 15 тысяч машин. Но снегопад закончится, а техника останется. Останутся и люди, которые ее обслуживают. Что делать с ними? Как платить им зарплату?
- То есть Вы считаете, что лучше меньше, да лучше?
- Я - за взвешенный подход. Ведь речь идет о времени и о деньгах. Бюджет города можно сравнить с бюджетом семьи. Если семья потратит свой месячный доход, чтобы максимально развлечь неожиданно пришедших гостей, то потом ей придется затянуть пояса. Так и здесь. Мы можем потратить огромные деньги из бюджета, быстро убрать и вывезти весь снег. А можем работать планомерно, экономно, обеспечив при этом, самое главное - безопасность для автомобилистов и пешеходов.
- А каковы сейчас нормативы по уборке улиц Петербурга от снегопада, выполняются ли они?
- Сейчас 10 см осадков мы убираем за 1–2 суток, а по нормативам, в зависимости от категории улицы — от 4-х до 8-ми суток. Напомню, последние крупные снегопады прошли в городе 13, 17, 24 января. И через два дня о них никто уже не вспоминал. Это значит, что мощности дорожных служб хватает. Так что в данном случае наращивать парк техники и не требуется, по крайней мере в большом количестве. Нужно всего лишь использовать ее потенциал по максимуму. Главное — ответственность за результат всех - от директора до водителя уборочной машины.
Например, сейчас мы закрепляем тротуары и остановки общественного транспорта за конкретными бригадами, чтобы потом иметь возможность спросить их о результате работы на строго определенном участке.
- Еще один наболевший вопрос, связанный с уборкой улиц — это использование соли. Есть ли в планах у дорожных служб переход на более щадящие смеси защиты от гололеда?
- Альтернатива соли существуют. Вариантов довольно много. Например, это кальций-хлор, магний-хлор и так далее. У них есть преимущества – температура работы (могут топить снег при более низких температурах, чем соль). По нашим нормативам, улично-дорожная сеть должна очищаться до асфальта, значит нам, прежде всего, необходимы вещества, которые плавят снег. Соль, во-первых, самый дешевый (в 4-5 раз доступнее), а во-вторых, самый понятный с точки зрения состава реагент. Известно: чем сложнее химическая формула того, чем мы обрабатываем дороги, тем сложнее предугадать последствия такой обработки.
Хочу напомнить, что 90% реагентов, используемых в мире — это соль. В прошлом году во время интенсивных снегопадов в Западной Европе (в первую очередь Германия, но и другие страны) активно закупали именно соль.
- Таким образом, при уборке в Петербурге главенствует принцип экономии?
- Главное при зимней уборке — это обеспечить безопасность. Ее эстетическая сторона (например, очистка от снега газонов), по-моему, не должна осуществляться в авральном режиме...
На мой взгляд, деньги, потраченные на уборку, невозмещаемы. Многие северные европейские страны вообще не вывозят снег, так как считают это слишком затратным. Ведь для того, чтобы растопить в снегоплавильне 1 кубометр снега, требуется не менее 1 литра топлива, при вывозе на снегоплавильные пункты эти цифры также сопоставимы. И если мы вспомним, что прошлой зимой вывезли из города 11,5 млн кубометров, то как минимум 11,5 млн литров топлива ушло на удаление снега.
При этом на обеспечение этих работ идут деньги из общего бюджета, которые забираются из других важных социальных статей – строительства больниц и детских садов, например.
- А какова главная сложность при уборке города от снега?
- У нас одна сложность – автомобили. Никакими деньгами мы не решим проблему припаркованных машин. Чтобы убрать 1 машину, мешающую уборочной технике, требуется как минимум 20 минут работы и 1270 рублей из бюджета. Мы уже переставили порядка 40 тысяч машин, и конца этой работе не видно. (В прошлом году, к слову, переставили около 80 тысяч машин). Сегодня это проблема номер один.
- Введенные в «обращение» знаки «Уборка улицы» не помогают?
- Напротив, очень помогают. Во многом благодаря предупреждающему знаку «Уборка улицы» автовладельцы стали более ответственно относиться к парковке машин. А многие, уже заслышав «кряканье» нашей техники на улице, сами выходят переставлять авто. Другие стали оставлять номера телефонов под стеклом. Наши сотрудники могут всегда позвонить и предупредить их об уборке. Все уже устали откапывать свои машины и пытаться парковать их на снежной каше, так что с большим пониманием относятся к работе дорожных служб.
А как действует новое правило о штрафах для автовладельцев, которые не убирают снег вокруг своей машины в течение 3 суток?
- Правило это не новое. Оно было прописано в регламенте уборки городских улиц от 2007-го года. Губернатор в прошлом году решила еще раз напомнить об этом нерадивым автомобилистам. Впрочем, надо оговориться, что правило касается автомобилей, припаркованных на проезжей части. Именно они создают больше всего проблем. Наверно, каждый видел такие «сугробы», которые создают значительные трудности для проезда.
- В последнее время много говорят о том, что нужно увеличить суммы штрафов за неправильную парковку, а также переложить ответственность за взимание этих штрафов с ГИБДД на местные власти. Как Вы относитесь к такой инициативе?
- Я сторонник увеличения штрафов за нарушение правил дорожного движения в целом, и за нарушения правил стоянки и остановки в частности. Думаю, что при многократном увеличении суммы взысканий транспортная ситуация в целом в Петербурге улучшится. К слову, работа в этом направлении уже ведется.
- После интенсивных снегопадов дорожные службы сначала убирают так называемые «правительственные трассы», а на маленькие улицы заглядывают крайне редко. Чем объясняется такое разделение?
- Приоритет по уборке улиц существует. Сначала убираются улицы категории А (основные магистрали с наиболее интенсивным движением, там, где проходят маршруты общественного транспорта), затем – менее загруженные улицы категории Б, и в третью очередь – категорию В - небольшие улочки, как правило заставленные припаркованными автомобилями их жителей. Там ежедневно производится прометание тротуаров и проезжей части, а снег, по нормативам, может вывозиться и через 10 дней после снегопада.
- После активной противоснежной кампании прошлого года на дорогах города появилось множество ям и выбоин. Тогда дорожные службы констатировали, что это произошло из-за тяжелой техники, ежедневно выходившей на уборку. В этом году нам тоже следует ждать подобной ситуации?
- Ямы уже появились, первая оттепель их показала. Однако в этом году мы не увидим таких значительных повреждений дорожного покрытия, как в прошлом. В 2010 году в рамках адресной программы мы отремонтировали 5 млн кв. метров - 10% уличной сети. И это хороший задел на будущее. Те ямы, которые мы выявили сейчас, в ближайшее время будут запломбированы. В таком состоянии они продержатся 2-3 месяца, и весной эти адреса будут внесены в перечень объектов текущего ремонта.
- А есть ли польза от такого ремонта в морозы? И позволяет ли это технология?
- У нас существует возможность залатать ямы на некоторое время. Для этого подвозится необходимое количество асфальта, прогревается сама яма. Конечно, такой ремонт недолговечен, но в данный момент позволяет избежать аварийности на поврежденном участке.
Беседовала Мария Могилевская, "Фонтанка.ру"