Если ДТП на территории Финляндии произошло по вине местного жителя, то российский водитель может и должен претендовать на выплату. Пострадавшему оплачивают ремонт не как в российском ОСАГО, а в полном объеме - по расценкам официального дилера.
По статистике, русские за рубежом безаварийно ездить не умеют. Так, в 2010 году в Европе произошло почти 2,5 тысячи ДТП с участием российских водителей. И только в 550 случаях была признана вина местных жителей. Похожая статистика и в 2009 году: 2760 аварий 2129 - по вине россиян, 360 - виновники не россияне 271 - вина не установлена
Действительно, российская манера езды более агрессивна, но только в пределах страны. Попав на финские дороги, российские водители становятся «белыми и пушистыми» и, проклиная скоростной режим, тем не менее, дисциплинированно его соблюдают. Причина кроется не сколько в больших штрафах, сколько в боязни не получить очередную шенгенскую визу из-за нарушения закона.
Страховщики, продающие «Зеленые карты», объясняют такую плохую статистику ДТП нежеланием российских водителей отстаивать свои права. «В спорных, иногда даже в очевидных ситуациях отечественные водители берут вину на себя, - говорит Евгений Дубенский, директор Северо-Западной дирекции РОСНО. - Более того, они подписывают все бумаги на иностранном языке, не вникая, что в них написано. Играет свою роль и языковой барьер, и некоторая пристрастность иностранной полиции». Однако, уверены наши страховщики, если не тушеваться и отстаивать свои права, то справедливость восторжествует.
Страховщики недовольны таким положением дел еще и потому, что несут убытки. Евгений Дубенский полагает, что иностранные водители виновны не в 20% случаев (как в приведенной статистике), а, как минимум, в 40%.
В Финляндии полиция обязана прибыть на место, только если в аварии есть пострадавшие люди или животные (лоси, например). На практике, полиция почти всегда приезжает на ДТП с участием иностранцев. В основном, все полицейские знают английский. Они пишут рапорт, копию которого могут отдать на месте или на следующий день (тогда уже более официально оформленный, напечатанный). После ДТП надо обязательно взять данные страховой фирмы виновной стороны, связаться с ней и сообщить о происшествии. В Финляндии чаще всего можно встретить полисы трех страховщиков: Pohjola, If и Tapiola. Российскому страховщику тоже нужно сообщить о ДТП. Хотя бы потому, что при неочевидной вине финна российская страховая будет решать все вопросы.
Финские страховщики, в отличие от российских, обычно настроены к страхователю дружелюбно. Если авто на ходу, то можно отогнать машину в ближайший центр обслуживания, там независимый эксперт оценивает причиненный ущерб. Эта оценка передается в страховую фирму виновника. То же самое можно сделать и в России. Впрочем, с рядом повреждений по финской дороге нельзя ездить, и тогда вызывается эвакуатор, который оплачивает страховая виновника ДТП. Также можно получить компенсацию и за другие расходы, например за роуминг. Прочие расходы обычно не возмещаются, например подмена авто на время ремонта. Все траты необходимо подкреплять документами на английском или финском языках.
Европейское ОСАГО гораздо эффективнее отечественного. В России максимальные выплаты по железу 160 тысяч рублей, по жизни 240 тысяч рублей. «В Финляндии выплаты по жизни и здоровью не лимитированы, а все имущество покрывается в пределах 3,3 млн евро, - говорит директор Северо-Западной дирекции СК «ЭРГО Русь» Андрей Знаменский. - Вообще, в Финляндии разбор некрупных ДТП гораздо технологичнее и менее зарегулирован, чем в России». Андрей Знаменский приводит пример, когда после ДТП пострадавший сфотографировал на телефон повреждения и переслал фото страховщику по ММS, и эти фотографии послужили основанием для выплаты.
Крупные суммы возмещения по «финскому ОСАГО» приводят к невозможным в России ситуациям. Так, при тотальной гибели ТС иностранный страховщик обязан выдать сумму, которой хватило бы на приобретение автомобиля, классом не ниже разбитого. Например, в Норвегии в ДТП попал старый эвакуатор (который сам спешил на помощь «сломавшемуся» русскому туристу). Машина была настолько устаревшая, что ее оценили по антикварной музейной стоимости. И пострадавшему хватило на новый эвакуатор.
Наконец, не только страховщики считают, что получение компенсации с иностранных страховщиков вполне реально. Заместитель гендиректора туроператора по Скандинавии ООО "Группа ТТК Галактика" Геннадий Светлов говорит, что в 2010 году шесть клиентов его компании были признаны невиновными в ДТП. «В нашей компании есть говорящий по-фински сотрудник, он помогает при ДТП, по телефону общается с полицией, - говорит Геннадий Светлов. - Примерно через месяц деньги финских страховщиков перечисляются на ремонт».
Читайте на «Фонтанке.fi» о нормах и правилах поведения водителей в Суоми:
Особенности ПДД
Финские дороги зимой
Практические советы