Очередной финский продовольственный магазин открылся 1 июня около КАД Санкт-Петербурга. Почему соседям из Суоми нравится работать в России, что из продуктов покупают россияне и как русскому фермеру стать поставщиком в финском магазине, "Фонтанке.fi" рассказал Веса Пунонен, президент компании SOK Retail International (управляет гипермаркетами "Призма").
- Ассортимент продуктов в русских магазинах "Призма" отличается от того, что можно увидеть в ваших магазинах в Финляндии. Почему?
- Потому что в России производится много хороших продуктов. И потому что ввозить в Россию финские товары дорого и сложно: таможенные процедуры, необходимость продумывать логистику – все это повышает цену.
У нас 20-30% ассортимента – это товары финского производства, 70-80% - русского.
В России очень хорошие производители и с каждым годом они становятся все лучше. Мы хотим их со своей стороны тоже поддержать.
В то же время товары из Финляндии популярны, причем иногда хорошо продаются совершенно неожиданные товары. К примеру, финская картошка почему-то пользуется в России большим спросом, несмотря на то, что она на 30-40% дороже, чем русская. Финская вода тоже популярна.Очень нравятся покупателям карельские пирожки (калитки – "Фонтанка.fi"). Я знаю, что их уже начали предлагать наши конкуренты.
С другой стороны, финские помидоры, финские огурцы продавались очень плохо. Так что мы находимся в постоянном поиске, пробуем выставлять какие-то новые продукты. В будущем мы планируем продавать больше русских продуктов.
- Насколько привлекателен наш регион для владельцев торговой сети?
- В Петербурге живут около 5 млн человек, есть еще и Ленинградская область. А во всей Финляндии – чуть меньше 6 млн. Так что, конечно, это очень привлекательный рынок. Но тут и очень сильная конкуренция, намного более сильная, чем в Финляндии. Мощные игроки рынка – это и "Ашан", и "Метро", и "О`Кей", и "Лента", и Х5.
- В Ленинградской области выгодно строить торговые гипермаркеты?
- Конечно, Ленинградская область не может сравниться с торговыми комплексами в центральной части Петербурга, но тем не менее работать в области тоже выгодно для нас. Ассортимент и клиенты отличаются, но мы умеем локализовать нашу концепцию в зависимости от места расположения магазинов. Например, наш гипермаркет в Новом Девяткино развивается очень положительно и уже на сегодня достиг хороших результатов.
- Какие обороты у "Призмы" в России?
- В нынешнем году мы прогнозируем порядка 150 млн евро. А когда мы начинали работать в России в 2008 году, у нас был небольшой магазин на Невском проспекте.
- Как вы выбираете поставщиков в России?
- Так же, как и в Финляндии: проверяем компанию, смотрим на цены, качество, пытаемся продавать продукт, смотрим, как он продается.
Финские поставщики, кстати, часто не понимают, как строить ценовую политику, соответствующую рыночной ситуации в России. С другой стороны, в России работает много финских компаний: "Валио", "Хлебный дом" (принадлежит компании Fazer – "Фонтанка.fi"), "Атриа". Мы также сотрудничаем с 450 российскими компаниями.
- Допустим, что я фермер из Ленинградской области и хочу продавать в "Призме" молоко и яйца, которые производятся на моем предприятии. Как мне действовать?
- Если вы фермер, то вам нужно связаться с нашим отделом закупок. Они проверят вашу компанию, качество продукции, также примут к сведению ваши цены. Кроме того, вам нужно будет решить вопрос доставки продуктов. Иногда очень хорошие фермеры не могут наладить регулярные поставки, и это для нас создает большие сложности, так как покупатели привыкают к ассортименту и приходят за определенными продуктами. Это особенность работы с небольшими фермерскими хозяйствами.
Но мы действительно заинтересованы в сотрудничестве с местными производителями, и с фермерами в том числе.
- В "Призме" нет собственной логистической службы?
- Мы сотрудничаем с компанией, которая занимаемся доставкой товаров из Финляндии. А местные поставщики самостоятельно занимаются вопросами доставки товаров в наши магазины. Но уже понятно, что нам нужен собственный логистический центр в
Петербурге.
- Давайте вернемся к воображаемому фермеру. Допустим, службе закупки понравились мои товары, решены вопросы с логистистикой, и я начинаю продавать товары в "Призме". Но все знают, что есть полки, на которых товар продается быстро, есть полки, где он продается хуже. Как сделать так, чтобы мои продукты оказались на этих "выгодных" полках?
- Чтобы продукт хорошо продавался, нужно, чтобы было оптимальным соотношение качества и цены. И есть хорошие места в магазине, где более богатые люди покупают более дорогие товары по более высоким ценам. И мы пробуем выкладывать на эти полки тот или иной новый товар… Но мы не можем обещать лучшие места всем, это невозможно.
- Сложно строить в России новые гипермаркеты? Мы все помним историю с "Икеа"…
- В Санкт-Петербурге и Ленинградской области у нас не было никаких проблем. Возможно, где-то в других регионах они есть.
- Философский вопрос: в России сложно работать? У нас с Финляндией такие разные бизнес-культуры.
- Мне лично не сложно, я много лет работал и в Москве, и во Владивостоке, теперь я работаю в Петербурге. В целом мы, финны, более медленные, чем русские. Точнее, мы долго принимаем решение. И если финн хочет работать в России, то приходится учиться принимать решения быстро. И еще в России нужно быть более активным. Но больших проблем нет. Мы ведь все-таки отдаем себе отчет, что это другая страна, здесь своя бизнес-культура, которую надо уважать.
И знать российский менталитет, российскую историю - это важная часть работы в России. Я в этом совершенно убежден!
Справка:
- Сеть Prisma входит в холдинг S-Group, который был основан в 1904 году. Холдинг управляет гипермаркетами, автозаправочными станциями с торговыми залами, универмагами и специализированными магазинами, ведет гостиничный, ресторанный и автомобильный бизнес, занимается выпуском агропромышленной продукции. В целом SOK инвестировали в развитие PRISMA и SOKOS HOTELS в Петербурге более 100 млн евро.
- Prisma в настоящее время насчитывает 62 магазина в Финляндии, 7 - в Эстонии, 7 - в России (Санкт-Петербург),7 - в Латвии, 2 - в Литве.
- Веса Пуннонен, президент SOK Retail International (входит в S-Group), получил два высших образования, прошел годовой курс обучения в США. Имеет опыт работы в различных должностях в Финляндии, России, странах Балтии и на Украине. В России работает с 1995 года в Москве и Владивостоке (1 год). Стаж работы в холдинге S-Group 10 лет.