Росатом познакомил представителей стран Балтийского региона с планами по строительству АЭС в Калининградской области и с уже строящейся ЛАЭС-2. Проект и профессионализм проектировщиков эксперты оценили высоко, но вопросы к новым станциям у них все равно остались. Правда, сомнения вызывала не столько надежность будущих сооружений, сколько целесообразность их строительства – в первую очередь, Балтийской АЭС.
Планы Росатома по строительству Балтийской АЭС вызвали тревогу в странах Балтийского региона. Поэтому, чтобы успокоить общественность и развеять опасения специалистов, атомщики провели научно-практический семинар для экспертов из сопредельных стран. А поскольку атомная станция, строящаяся в Калининградской области, будет создана по тому же проекту, что и ЛАЭС-2, то и процесс успокаивания и развеивания проходил в Петербурге и Сосновом Бору.
Научно-практический семинар «Балтийская АЭС: актуальные проблемы безопасности» был задуман как площадка обмена мнениями по поводу строительства Балтийской АЭС.
«Калининградская область граничит с очень многими европейскими странами, - пояснил идею организации семинара замдиректора по проектированию ВВЭР ОАО «СПб Атомэнергопроект» Александр Казарин. – А Россия, хоть и не подписала «Конвенцию Эспоо» по ядерной безопасности, но старается ее соблюдать».
Во все страны Балтийского региона были разосланы отчеты по оценке воздействия будущей станции на окружающую среду и экспертизы проекта. В Калининградской области, Польше, Германии и Латвии уже прошли общественные слушания по этим документам, серьезных претензий к Балтийской АЭС, по словам представителей «СПб Атомэнергопроекта», не прозвучало.
Зато, посетовал выступавший на семинаре замгенерального директора корпорации Росатом Кирилл Комаров, Литва всячески постаралась затянуть процесс обсуждения. «Последнее их требование, прозвучавшее совсем недавно, было предоставить им материалы на литовском языке, - пояснил он журналистам. – В принципе, по правилам «Конвенции» они имеют такое право. Мы перевели, выслали, кроме того буквально на днях я вручил экземпляр отчетов генеральному консулу Литвы лично в руки. И надеемся, что теперь ситуация сдвинется с мертвой точки».
Как позднее пояснили корреспонденту «Фонтанки» представители литовской делегации, население Литвы очень скептически относится к идеям развития атомной отрасли: это государство находится на четвертом месте в мире среди стран, жители которых выступают против строительства атомных станций (первое принадлежит Германии, объявившей об отказе от создания новых АЭС). Впрочем, протестные настроения жителей ничуть не мешают правительству Литвы декларировать строительство собственной атомной станции – взамен закрытой в Игналине.
Кроме Литвы, намерены построить атомные станции Белоруссия и Польша. Таким образом, в балтийском регионе должны появиться четыре АЭС, и на семинаре постоянно высказывались опасения, что нагрузка на территорию окажется избыточной. С другой стороны, в регионе ожидается дефицит электроэнергии, особенно с учетом планов Германии закрыть свои атомные станции, поэтому, по мнению Росатома, «всем хватит места» и перепроизводства не будет. Этот тезис не оспаривал никто.
Остались вопросы по поводу размещения отработанного ядерного топлива – эти опасения экологи высказывают и по поводу ЛАЭС-2. Пока, как сообщили на семинаре, планируется построить площадку для длительного хранения поблизости от ЛАЭС, паковать отработанное топливо в герметичные контейнеры и хранить их на этой площадке. О том, что площадка еще только будет строиться, на семинаре не прозвучало.
Поскольку Балтийская АЭС будет построена по тому же проекту, что и ЛАЭС-2, экспертов познакомили с ходом строительства станции в Сосновом Бору. Увиденное их в достаточной мере успокоило – гастарбайтеров на стройке видно не было, проектировщики отвечали на вопросы внятно и подробно. И не стеснялись признаваться, что проект дорабатывается с учетом поступающих замечаний.
«Проект еще будет корректироваться, - пояснил Казарин. – Сейчас проводится анализ причин аварии на Фукусиме, и, с учетом выводов экспертной комиссии, до конца года должен быть разработан пакет европейских рекомендаций, которые мы учтем». Пока же, по словам проектировщиков, учтены все возможные сценарии аварий, которые когда-либо происходили на АЭС. Станция сможет выдержать даже падение самолета.
Однако, как пояснил корреспонденту «Фонтанки» источник, близкий к разработке проекта, концепция безопасности российских АЭС построена по принципу глубинной защиты – то есть, главным образом все наши станции застрахованы от ошибок персонала, сбоя работы оборудования и других внутренних причин, способных создать аварийную ситуацию. То есть, полностью проработан комплекс мер «защиты от дурака».
Возможности внешних повреждений уделяется меньше внимания. «И это правильно, - заметил собеседник издания. – От внешних обстоятельств должна работать физическая защита, которую обеспечивают другие системы – например, если Аль-Кайеда решит напасть на АЭС с воздуха, то защищать станцию должны военные. Иначе получится, что мы должны предусматривать вообще все возможные обстоятельства, и в какую сумму тогда выльются расходы на безопасность?»
Стоит заметить, что о необходимости повышать расходы на безопасность, которые в конце концов могут привести к удорожанию атомной энергетики, говорил и министр энергетики России Сергей Шматко на проходящем в Петербурге мероприятии «Отрасль. ТЭК-2011». Опасаются этого дисбаланса и многие мировые эксперты по безопасности. Но, как считает Юкка Лаксонен, директор Центра ядерной и радиационной безопасности Финляндии, «запас прочности» у АЭС все-таки есть. «Самое главное, как внедрять все системы защиты, - ответил он на вопрос корреспондента «Фонтанки». – Использовать системы защиты можно вполне экономично, и в Финляндии прекрасно научились это делать».
«Я не могу пока утверждать, что ЛАЭС-2 окажется полностью безопасной, прокомментировал господин Лаксонен свои впечатления от увиденного в Сосновом Бору. – Ее еще не начали эксплуатировать. Но я уверен, что проект соответствует самым высоким стандартам, существующим сегодня в мире. Мы в нашей стране ее не боимся». По его словам, радиофобии в Финляндии не существует. «Мы прошли этот период во времена Чернобыльской аварии, - пояснил эксперт. – И накопили серьезный опыт борьбы с радиоактивными загрязнениями».
Самый сильный скепсис проект ЛАЭС-2 вызвал у литовской делегации – главным образом, по той причине, что подобная станция в мире только одна: по этому проекту построена Тянь-Ваньская АЭС в Китае, срок ее работы - четыре года. Поэтому новые российские АЭС назвали «экспериментальными». Но в то же время, как заметили литовские журналисты, если бы Росатом провел широкие и открытые общественные слушания по проекту Балтийской АЭС для жителей Литвы, многие острые вопросы были бы сняты, и такое мероприятие помогло бы снизить напряженность.
Неожиданно скептическую ноту внес и представитель МАГАТЭ Дональд Ковачич. Он напомнил о том, что количество площадок, пригодных для строительства новых АЭС, очень ограничен и с каждым годом все сокращается, поэтому атомная энергетика вскоре может столкнуться не только с дефицитом уранового топлива, но и с дефицитом земельных пятен. Кроме того, по его мнению, развивать атомную энергетику могут только те страны, в которых существует развитая национальная инфраструктура. Россия, по мнению специалистов, относится именно к этому разряду.
«Меня не беспокоят планы России по строительству атомных станций, - присоединился к мнению коллеги Юкка Лаксонен. – У вас еще с советских времен создана соответствующая инфраструктура, и есть все возможности для развития атомной отрасли. Не вызывает опасений и Литва – в этой стране правительство научилось брать на себя ответственность за последствия принятых решений». Зато тревожными, по мнению финского эксперта, выглядят намерения по строительству АЭС в Польше и Белоруссии.
Остался открытым вопрос строительства градирни – напомним, против запроектированной на ЛАЭС-2 системы охлаждения топлива не первый год протестуют экологи, здраво полагающие, что во влажном климате избыток водяного пара ни к каким хорошим последствиям привести не может. Но, поскольку эта тема волновала исключительно петербургских журналистов, широкого развития она не получила. Казарин, отвечая на вопросы, сообщил, что всем сомневающимся устроили экскурсию по Бельгии, где строительство градирен принято практически на всех станциях, и никакого протеста они не вызывают. По его словам, опасения экологов полностью развеяны.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру