В новое правительство Финляндии вошли 19 министров. Национальная коалиционная партия (НКП) получила 6 мест (премьер-министр, министр внешней торговли и по делам Европы, министр социального обеспечения и здравоохранения, министр экономики, министр администрации и местного самоуправления, сельского и лесного хозяйства). Столько же мест получила Социал-демократическая партия (СДПФ): министр финансов, министр иностранных дел, второй министр социального обеспечения и здравоохранения, министр просвещения, министр труда, министр жилищного строительства и связи. По два министерских портфеля получили представители Левого союза (министр транспорта и министр культуры и спорта), партии Зеленых (министр окружающей среды и министр сотрудничества в вопросах развития) и Шведской народной партии (министр юстиции и министр обороны). Христианский союз получил портфель министра внутренних дел.
После публикации 17 июня правительственной программы и объявления о распределении министерских портфелей, в стране идет активное обсуждение перспектив 72-го по счету правительства. По многочисленным высказываниям в СМИ и на интернет-форумах, за два месяца переговоров команда Юркки Катайнена сумела собрать под свои знамена столько же амбициозных людей из других партий с диаметрально противоположными идеологиями. Однако интересно то, как выглядел сам процесс, и что из этого выйдет.
Не обошлось без некоторых казусов. По итогам парламентских выборов, прошедших в апреле, партия Зеленых потеряла 30 % депутатских мест, но во время правительственных переговоров вела себя как хозяйка, хотя была приглашена для достижения баланса сил. Пользуясь тем, что лидеры переговоров НКП и СДПФ готовы были пойти на любые уступки ради создания правительства, "зеленые" добились появления в программе строки о том, что новое правительство принципиально не будет давать разрешений на строительство новых АЭС. Это означает, что финский энергетический концерн «Фортум» не сможет получить разрешения на строительство нового реактора на АЭС «Ловиса».
Примеров достигнутых компромиссов множество. Газета «Илталехти» даже составила список «пряников» и «кнутов». В основном там перечислены пункты, касающиеся налогообложения, социальной политики, образования, т.е. сугубо внутрифинляндских вопросов, но есть и касающиеся внешнего мира. Так, там значится и пункт «Отказ от подготовки заявки на членство в НАТО».
Теперь общественность волнует вопрос о том, как на практике новое правительство сможет реализовать заявленную программу — оно оказалось собранием активных, амбициозных людей, и вполне можно ожидать отдельные «сольные» выступления. В этой связи на страницах газет высказываются суждения о долговечности правительства. Появляются даже мнения о том, что оно может развалиться к осени. Однако такой сценарий я не стал бы поддерживать, так как финны – народ дисциплинированный и, как правило, соблюдают договоренности.
Ожидается также, что правительство натолкнется на твердое противостояние по стороны оппозиции, в которую входят партия "Истинные финны" и партия "Финляндский центр". Выдержит ли коалиционное правительство этот напор - покажет время.
Что касается перспектив финляндско-российских отношений и сотрудничества, то я присоединяюсь к оценкам, которые в минувшие выходные дали им президенты Тарья Халонен и Дмитрий Медведев во время экономического форума в Санкт-Петербурге. При этом практический оптимизм вселяет и распределение министерских портфелей. Так, тезис Тарьи Халонен о том, что "еврозона должна быть объединенной" на практике будет развивать глава внешнеполитического ведомства уходящего правительства Александр Стубб. С этим опытом и теперь в роли министра внешней торговли и по делам Европы от него можно ожидать конструктивного вклада в улучшение предпосылок для развития торговли ЕС-Россия.
Другой посыл президента Халонен: «Нужно иметь в виду, что даже хорошие отношения не будут долговечными, если постоянно не ухаживать за ними» - доверено материализовать Эркки Туомиоя, который в конце 1990 был министром внешней торговли, а в период с 2000 по 2007 министром иностранных дел. Одним словом, у двух ведущих министров по внешней политике есть богатый опыт и все предпосылки для того, чтобы создать благоприятную базу для существенного прорыва в финляндско-российских, прежде всего экономических, отношениях.
Скептики могут возразить, что у этих господ и ранее были возможности для того, однако оба они больше прогибались на Запад, оставляя Восток на заднем плане... Безусловно, грешок есть. Однако времена меняются. Финляндия и ее экономика полностью зависят от внешней торговли. Сегодня США, на которые делали ставку правительства прошлых лет, уже не являются богатейшей страной мира. Войны в Иране, Афганистане не только снизили их авторитет, но изрядно потрясли кошелек, в котором не хватает денег на покупку дорогостоящей финской продукции. Пробуксовывает паровоз финской экономики - концерн Nokia. Сложно обстоят дела в Европе. Кризисы в Греции, Ирландии, Португалии значительно сузили возможности европейского рынка. Перефразируя Карла Маркса, можно сказать, что «над Европой бродит призрак теории домино»...
«Ровно двадцать лет назад никто не мог представить, что не станет СССР. Он рухнул через 6 месяцев! - напомнил в нашей беседе главный редактор одного из ведущих журналов Финляндии «АПУ» Матти Саари. - Кто может гарантировать, что после неизбежной девальвации в Греции и ее возможного выхода из ЕС, не последует цепная реакция, в финале которой - распад Европейского союза». В этой ситуации для сохранения стабильности Финляндии крайне важным является развитие прочных экономических отношений с Россией, - считает Матти Саари.
На подобных анализах во многом и строится прагматичная, одновременно жизненно важная база развития двусторонних финляндско-российских отношений. Лозунг о материальной ткани разрядки, т.е. в нынешних условиях, нормальных отношений, остается в силе. Судя по этому признаку и перспективам скорого начала безвизового режима, следует ожидать увеличения количества поездов «Аллегро» между Хельсинки и Санкт-Петербургом, а стало быть, и углубления добрососедства.