Сейчас

-2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-2˚C

Пасмурно, Снег

Ощущается как -5

2 м/с, ю-в

746мм

96%

Подробнее

Пробки

2/10

Прокуратура обещает наступление на таможню

375
ПоделитьсяПоделиться

Транспортная прокуратура под давлением постоянных жалоб со стороны участников внешнеэкономической деятельности и отсутствием какой-либо реакции на происходящее со стороны таможни попыталась усадить стороны за круглый стол. Но и сидя лицом к лицу, консенсуса не выработали. СЗТП признает, что придется действовать жестко.

На эпитеты и "комплименты" в адрес таможни на прошедшем в Северо-Западной транспортной прокуратуре круглом столе не скупились. Самым мягким оказалось сравнение с "бермудским треугольником". Систему, по которой строится работа с бизнесом на границе, было предложено ломать.

Основные претензии со стороны учВЭДов известны: корректировка таможенной стоимости, затягивание расследования дел об административных преступлениях (АП). Таможня требовала конкретных примеров. И получала их с лихвой.

По словам генерального директора некоммерческого партнерства профессионалов в области ВЭД "Гильдия ПРОВЭД" Руслана Кисса, вал дел об административных правонарушениях на Балтийской таможне формируется за счет проблем при работе с электронными декларациями. Ошибка в цифре, меняющая итоговую стоимость заявляемого товара на 5 - 10 тысяч рублей (при стоимости партии в сотни тысяч, а то и миллионы рублей), приводит к неизбежно жестким мерам. Возбуждается дело, в качестве обеспечения товар отправляется на склад временного хранения, при этом бизнесу навязывается необходимость оплаты хранения на указанной таможней площадке. При этом 90% деклараций, по словам Кисса, на Балтийской таможне переводится в бумажный вид и электронной оказывается только очередь на подачу комплекта документов.

В дальнейшем при рассмотрении административных дел предприниматель только ставится в известность о том, что принимаются те или иные меры, назначаются экспертизы (его эксперты отметаются). Определение же по делу выносится порой 6 - 8 месяцев. Все это время груз находится на складе. В результате суд выносит, к примеру, решение в пользу таможни, взыскивает 5 тысяч рублей штрафа, товар из-под ареста можно забрать, но только за то, что он пролежал на складе все это время, придется выложить несколько тысяч долларов. Так, за партию плит для перекрытий стоимостью около 800 тысяч рублей склад запросил более 8 тысяч долларов, а хранение мебели в течение 2 недель обошлось в 72 тысячи рублей. Все это в конечном итоге сказывается на потребителе.

"Если товар ходовой, конкурентный, то можно обратить издержки в изменение конечной стоимости, а если нет, то учВЭД - банкрот", - заключил Кисс, отметив, что указанная мера, широко применяемая таможней, "не является защитой интересов государства". Более того, она несет в себе коррупционную составляющую: чтобы не тратить ни времени, ни денег, предприниматели вынуждены "решать вопрос" и договариваться с инспекторами.

"Заплатить в 10 раз меньше, чтобы решить вопрос, выгоднее, чем идти законным путем", - признал он.

Недовольны деятельностью российской таможни (в частности, ее финского участка) не только отечественные, но и заграничные бизнесмены. С достаточно резкой оценкой на страницах Helsingin Sanomat выступил руководитель компании Myllyn Paras Пекки Савела. Он считает, что препоны на таможне делают нерентабельным экспорт в Россию, в частности, продуктов питания. (Поэтому, по его словам, имеет смысл строить производства на территории России, - что и собирается делать его компания, инвестируя 22 миллиона евро в строительство завода под Москвой).

Сложившуюся порочную практику представитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по СЗФО Евгений Силкин никак иначе, как "бермудским треугольником", не называл, заметив, что в нем "деньги делаются из воздуха неправильным путем".

Помимо очевидных трат при рассмотрении дел об АП на таможне есть и огромные латентные траты, которые никто не пытался сосчитать - деньги на обеспечение судебных процессов, подготовку документов, оплату услуг юристов и экспертов, а также работы инспекторов. Деньги на это идут из бюджета, чтобы впоследствии он же пополнился копеечным штрафом от участника ВЭД, несоразмерным с затратами.

Выслушав все вышесказанное, заместитель транспортного прокурора Игорь Зайцев и вовсе заявил, что "есть все основания для прекращения дел об АП за малозначительностью". В связи с этим СЗТП пообещала заняться вопросом применения на практике такого понимания закона.

Предприниматели давили: происходящее на таможне - издевательство. Зампрокурора Зайцев, выслушав претензии, также использовал такое определение, заметив, что будут проверки и будут приниматься серьезные меры прокурорского реагирования. Ответить на упреки таможня сама не захотела.

Вместо начальника Назипа Галикеева на круглый стол был отправлен Николай Врагов, представленный в качестве представителя консультационного совета при СЗТУ, но все-таки больше известный как пресс-секретарь службы. Галикеев, по его словам, заболел и приехать не смог исключительно по уважительной причине. Руководитель СЗТП также отсутствовал - в ночь улетел на место крушения Ту-134 под Петрозаводском. На встрече его представлял первый зам, судя по всему, имевший полномочия для весьма резких заявлений. В частности, объяснение неявки начальника таможенного управления он посчитал "неготовностью таможни к диалогу".

От выступления заместителя председателя Арбитражного суда Петербурга Людмилы Баталовой ожидали чего угодно, но только не того, что прозвучало. По ее признанию, она готовилась к возможным нападкам, а не услышала ни слова критики в свой адрес. На основании приготовленной ею статистики она только смогла отчасти подтвердить сказанное представителями бизнеса. В частности, можно выделить несколько основных «болезненных точек».

Во-первых, нарушения в таможенной сфере КоАП позволяет направлять как в арбитраж, так и в гражданские суды. При этом существует сложившаяся практика, когда большинство дел оседает именно в федеральных судах и рассматривается там по шаблонам с зачастую предсказуемым результатом. По данным Баталовой, из всего массива дел, попадающих в Арбитражный суд, только 5,1% касаются таможни.

Во-вторых, большинство материалов после рассмотрения оказываются в пользу учВЭДов (здесь цифры таковы: 88,4% - для жалоб на действие или бездействие должностных лиц таможни и 88,85% - по обжалованию постановлений).

В-третьих, очевидны серьезные методические недоработки в части расчетов пошлин и стоимости товаров. Так как нет методики определения, участники ВЭД подают документы, исходя из своих закупочных цен, а таможня пытается перекроить размеры пошлины, опираясь на собственные данные. Баталова отметила, что исследованиями и изысканиями в этой сфере никто не занимается. В арбитражном же процессе это отчасти возможно. Однако от поспешных выводов в адрес таможни Баталова остереглась, признав, что "не все в порядке в этом королевстве".

Прокуратура пообещала провести проверку по материалам, переданным в рамках круглого стола, а также и впредь использовать все доступные методы реагирования для пресечения противоправных действий. Как со строны таможни, так и со стороны участников внешнеэкономической деятельности. В этом с ней были солидарны все присутствовавшие. Кроме СЗТУ, которое попросту отмалчивалось большую часть времени, поэтому их позиции услышать не удалось (кроме фраз: "все обсуждаемое - теория жанра, а нарушения - не более, чем исключения").

Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close