Сейчас

-4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-4˚C

Пасмурно, Сильный снег

Ощущается как -7

2 м/с, вос

749мм

96%

Подробнее

Пробки

5/10

«Диалоги» в Манеже: Посидим, поокаем

512
ПоделитьсяПоделиться

В ЦВЗ «Манеж» открылась юбилейная – десятая – биеннале современного искусства «Диалоги». Как и предыдущие девять, десятые «Диалоги» оказались ни о чем. И пора уже, наверное, поставить точки над i: к любым выставкам в ЦВЗ «Манеж» художники, критики и просто любители искусства предпочитают относиться как минимум скептически.

То есть сам факт, что некая выставка открывается в Манеже, играет против репутации этой выставки. Не только потому, что Манеж давно завоевал себе реноме коммерческой площадки, которая проводит торговые и промышленные выставки - от фототехники до поделок из самоцветов. Нет, проблемы связаны с другими, гораздо более глубинными причинами.

ПоделитьсяПоделиться



У Манежа есть амбиции. Амбиции сводятся не только к тому, чтобы что-то решать на арт-рынке, Манеж хочет большего: определять культурную политику, быть «средой обитания» современного искусства. Манеж даже художественную коллекцию собирает, и на сегодняшний день она уже весьма обширна. Мечта Манежа не такая уж несбыточная: мест, где можно выставлять современное искусство, где мог бы вариться, как в котле, художественный процесс, в Петербурге исчезающе мало. На этом грустном фоне Манеж раз за разом предлагает свои услуги. Ежегодно здесь проходит выставка «Петербург» (она открывается в начале января, после слова «Петербург» идет номер прошедшего года – например, в следующем январе будет выставка «Петербург-2011», и каждый питерский художник может принести любую работу, сделанную за отчетный год). Есть в Манеже и ФЭКС – Фестиваль экспериментального искусства и перформанса. И есть, наконец, международная биеннале «Диалоги», которая 25 августа открылась в юбилейный, десятый раз.

ПоделитьсяПоделиться



Слово «биеннале» означает выставку, проходящую раз в два года. То есть проект «Диалоги» начался ни много ни мало двадцать лет назад, в 1991 году – он ровесник нашей многострадальной и едва ли не почившей в бозе демократии. Родину и мир (а участники «Диалогов» - не только европейцы) за это время перетряхнуло десятки раз. А «Диалоги» практически не изменились: выставка законсервировалась в мраморном саркофаге Манежа, как дачные помидоры в трехлитровой банке.

ПоделитьсяПоделиться



Если коротко, то выставка в Манеже – это безвременье. Не данная конкретная выставка «Диалоги-2011», а все «Диалоги» за все годы существования - унылые и неотличимые друг от друга. Четыре тысячи квадратных метров – два этажа Манежа – заняты посредственными, до боли в зубах банальными работами. Из России, из Швеции, из Германии, из Норвегии, из Индонезии – да какая разница. Бесчисленные холсты с девами и птицами. Акварельные разводы. Такие же разводы, только на видеоэкране. Состав участников вроде бы меняется, но по сути мало что меняет. Ну вот нынче, например, привезли отдельный блок «Современное искусстве Саксонии»: федеральная земля Саксония оплатила приезд своих художников в Петербург, что само по себе хорошо. Но искусство-то привезли не второго даже, третьего сорта. Такое искусство экспонируется по миру в рамках десятков среднестатистических арт-салонов: они неотличимы - что в Берлине, что в Антананариву. Рядом развешаны фотографии с германского фотоконкурса «Горизонты», напоминающие отчетную выставку за полугодие какой-нибудь юношеской фотостуддии. На первом этаже Манежа целое крыло отдано словацкому графику Альбину Бруновски и его студентам – зачем? Конечно, Бруновски обучает студентов чрезвычайно разнообразным графическим, и в первую очередь гравюрным, техникам, это сейчас мало кто делает, его студенты овладевают широким спектром ремесленных навыков – но при чем тут искусство, зачем выставлять эти, несомненно, качественные, но все же качества именно ученического, работы на международной выставке? А чем объяснить присутствие на выставке пейзажей шведки Дженнифер Эсплин, больше напоминающих летние наброски ученицы художественной школы? (Только не говорите мне, что в мире вообще и в России в частности - серьзные проблемы с самим современным искусством, это не так: и не обязательно в Венецию ездить, загляните хоть в "Эрарту").

ПоделитьсяПоделиться



Но в том-то и дело, что в Манеже на фоне общей беспросветной банальности, увы, теряются действительно сильные работы, а ведь они есть. Даже в пресловутом «Современном искусстве Саксонии» имеется несколько впечатляющих, даже сильных работ: скульптура Эльзе Гольд, например, или настоящий художественно-политический памфлет Андреаса Дресса «Колдовство Родины». Глотком свежего воздуха смотрятся объекты остроумного норвежца Тора Беренсена «Убийство топором» (два топора разносят друг друга в щепки, показывая, что мир на земле проще всего устроить, если всех злодеев натравить друг на друга) или «Водка и дрожь» (эта скульптура – непонятно как балансирующая в воздухе на собственном горлышке бутылка – определенно сделана специально для России). На редкость деликатно поработал с мраморно-бетонным пространством Манежа швед Генри Гран Хермунен: он не стал вешать картины на стены, а расставил их посреди зала на стульях, прислонив к спинкам – несмелые, полустертые карандашные портреты. Их модели словно пришли одним глазком взглянуть на выставку из-за полупрозрачного занавеса. Проект так и называется: «Те, кого здесь нет».

ПоделитьсяПоделиться



На фоне таких «Диалогов» - без мысли, без яростно-протестных воплей (разумеется, живописных), без эмоционального мессиджа – даже ретрограды из Союза художников выигрывают. Те, по крайней мере, имеют позицию, честно признают: для нас современности не существует, мы хотим «делать красиво» и будем выставлять натюрморты с цветочками и пейзажи с березками. У Манежа есть претензия на современность. Но там, где должна быть жесткая, хлесткая вставка – разношерстный, острый, шокирующий портрет сегодняшнего отчаянно нестабильного мира, рассказ о том, как это мир видит, чувствует и осознает себя в искусстве, - нам показывают бесконечное благорастворение воздухов в пастельных тонах. Вчера биеннале «Диалоги» открылась в десятый раз. И у нее есть все шансы открыться и в одиннадцатый, и в пятнадцатый – и не измениться.

ПоделитьсяПоделиться



Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Садчиков-мл.

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»
 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close