Город пускается на новые эксперименты с дорожным движением. До конца 2011 года на Большом проспекте Петроградской стороны могут появиться ограждения высотой 10-15 см, которые физически разграничат выделенную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта, от остальной проезжей части. В перспективе точно так же могут ограничить Ленинский, проспект Славы и Народную улицу и даже – Невский проспект.
Выделенная полоса для движения общественного транспорта появилась на Большом проспекте Петроградской стороны в 2008, и формально нет особой необходимости еще и физически выделять ее – она обозначена разметкой, и по правилам автомобилисты не имеют права заезжать на нее, так что курсирующие здесь троллейбусы и автобусы должны с ветерком проезжать мимо любой пробки. Однако, как известно, в реальности это правило соблюдается редко.
В Смольном это понимают, и поэтому сейчас там рассматривается идея по физическому выделению полосы с помощью гранитных или пластиковых делиниаторов высотой около 10-15 см. Как рассказал в пятницу журналистам глава комитета по транспорту Станислав Попов, ограждения могут появиться на Большом проспекте уже в конце этого года: комитет по благоустройству уже согласовал их установку, сейчас идет соответствующее согласование с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры.
Правда, по словам Станислава Попова, сначала делиниаторы появятся не на всем протяжении магистрали, а только на небольшом участке – в качестве эксперимента. «Скорее всего, это будет отрезок магистрали ближе к Тучкову мосту», – заметил он. Срок (конец 2011 года) выбран неслучайно: в комитете хотят проверить, не будут ли ограждения мешать работе коммунальных служб при уборке снега с проезжей части.
Если эксперимент окажется удачным, то в будущем делиниаторы будут установлены на всем протяжении от Каменостровского проспекта до Тучкова моста, а также на всех выделенных полосах в Петербурге, предназначенных для движения автобусов и троллейбуса. Так, по словам Станислава Попова, теоретически по такой же схеме может быть ограничена полоса на Невском проспекте, которая также сейчас существует скорее на бумаге и в дорожной разметке, нежели соблюдается в реальности. Правда, как подчеркнул глава комитета по транспорту, нужно еще хорошенько подумать, не испортят ли делиниаторы внешний вид главной городской магистрали.
Кроме того, в комитете сейчас рассматривается проект по организации выделенной полосы сразу на трех городских магистралях, переходящих одна в другую и связывающих юго-запад с юго-востоком: от Ленинского проспекта до Народной улицы через проспект Славы. И вся эта многокилометровая выделенная линия может быть тем же способом ограничена от остальной проезжей части.
Безусловно, для общественного транспорта установка физических ограждений будет плюсом. Однако оборудовать их без ущерба для городских магистралей можно будет только в спальных районах, где улицы достаточно широки. Что касается центра, то здесь есть опасность окончательно закупорить улично-дорожную сеть. Например, в случае устройства делиниаторов на Большом проспекте Петроградской стороны машинам оставят только две и без того узкие полосы, и в результате автомобили, несмотря на 10-сантиметровые преграды, скорее всего, будут взбираться на делиниаторы, как заправские танки, и ехать дальше по выделенке.
Отметим, что ранее Смольный предлагал ограничивать делиниаторами не автобусные, а трамвайные выделенные полосы: так, в этом году планировалось обустройство сразу двух таких линий – от площади Репина до Сенной площади и от Финляндского вокзала до «Василеостровской». Однако затем реализация этих проектов была отложена до весны 2012 года под предлогом того, что еще не совсем понятно, кто будет отвечать за их благоустройство.
Нужно также указать на еще одно любопытное совпадение. В среду «Фонтанке» стало известно о том, что новые городские власти весьма скептически относятся к трамваю как приоритетному направлению развития общественного транспорта, в противовес позиции администрации Валентины Матвиенко. И вот теперь чиновники озвучивают идею по организации выделенных полос для движения автобусов и троллейбусов, о которой ранее известно не было.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"