Дабы пресечь мошенничество на вторичном рынке автомобилей, предлагается ввести систему обязательной регистрации залога транспортных средств и иных объектов движимого имущества. Вести учет обременений и продавать заинтересованным лицам информацию о них поручат бюро кредитных историй, а покупателей кредитных автомобилей обяжут выплачивать банкам их стоимость. Такой законопроект представило Министерство экономического развития РФ.
Проблема отсутствия информации о залогах уже не первый год беспокоит всех участников рынка автокредитования, а также добросовестных покупателей, оказавшихся жертвами мошенничества. Ведь закон декларирует принцип – «залог следует за объектом»: если заемщик продает купленный в кредит и являющийся объектом залога автомобиль или иной товар, то банк вправе будет изъять его и у нового владельца.
При этом добросовестный покупатель при всем желании не может узнать об обременении: «Иногда находящееся в залоге транспортное средство перепродают по два раза, – отмечает вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. – Раньше в инструкции МВД о порядке регистрации транспортных средств была специальная норма, предусматривающая внесение в учетные документы ГИБДД соответствующей отметки об обременении автомобиля залогом и сроке действия такого договора. Поэтому продать его без согласия банка было невозможно. Но в 1998 году эту норму изъяли. Нет ее и в инструкции, принятой в 2003 году».
Предложенный Минэкономразвития законопроект восстанавливает систему регистрации залога, но делегирует эту функцию коммерческим структурам – бюро кредитных историй (БКИ). Банк или иной залогодержатель планируется обязать направлять для включения в реестр уведомления об обременении автомобиля, причем регистрация такой информации будет платной (цену вправе определять само БКИ). Запись о факте регистрации должна передаваться также в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ), находящийся в ведении Банка России.
Для проверки чистоты сделки осмотрительный покупатель или иное заинтересованное лицо может действовать в обратном порядке: направить в ЦККИ запрос (телеграммой, по e-mail, через банк или пр.) с указанием идентификационного номера (VIN) приобретаемого автомобиля. В ответ он бесплатно получит сообщение о наличии или отсутствии залога. В случае наличия кредита покупатель может обратиться затем в БКИ, где хранится полная информация (данные уже будут платными).
Законопроект уже в ближайшее время может быть одобрен правительством России и внесен в федеральный парламент.
Пока же в вопросе изъятия находящихся в залоге, но проданных третьим лицам автомобилей, складывается противоречивая судебная практика. Многие дела в судах решаются в пользу банка, даже не исследуя, знал ли новый владелец историю машины. Между тем, в феврале этого года Высший арбитражный суд России рекомендовал учитывать при рассмотрении таких дел добросовестность и осмотрительность покупателя. В частности, судам предлагается исследовать, был ли вручен приобретателю первоначальный экземпляр документа, подтверждающего право на имущество (например, паспорт транспортного средства – ПТС), или его дубликат, имелись ли знаки о залоге и т.д.
Поделиться