В конце ноября должна была решиться судьба Орловского тоннеля. Новые власти Петербурга еще в сентябре сказали, что строить его слишком дорого, и почти отказались от проекта, но потом губернатор Полтавченко заявил, что к проекту все-таки когда-нибудь вернутся, но когда - не сказал. Из коридоров Смольного просачивалась информация, что иногда проходят совещания – строить тоннель или нет, и все точки над «i» еще не расставлены. Теперь стало понятно, что на Орловском тоннеле можно поставить крест. Но лоббируется идея другого тоннеля – на месте несооруженного Ново-Адмиралтейского моста.
Тоннель умер
Конкурс на строительство Орловского тоннеля год назад выиграла «Невская концессионная компания» - ее контролирует бизнесмен и депутат Госдумы РФ Виталий Южилин, которого за строительство пассажирского порта «Морской фасад» высоко ценила экс-губернатор Матвиенко. Лично Южилин нигде не выступал в защиту тоннеля, но зато всю осень Орловский тоннель публично хвалили вице-премьер Дмитрий Козак, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин и даже министр транспорта Германии, поскольку подрядчиком строительства выступала немецкая компания Herrenknecht, связанная с экс-канцлером Шредером.
И НКК понимала, за что борется: проект тоннеля уже готов, даже получено положительное заключение Главгосэкспертизы, но ноябрь кончился, а официальных сведений о продолжении проекта нет. По неофициальным данным, Смольный готов заплатить НКК деньги, заложенные в бюджет этого года, и окончательно забыть о проекте Орловского тоннеля.
Да здравствует тоннель
Вместо Орловского стали говорить о необходимости построить другой тоннель - Ново-Адмиралтейский.
Еще летом - при экс-губернаторе Матвиенко - предполагалось, что Васильевский остров свяжут с Ново-Адмиралтейским островом (откуда выселяли «Адмиралтейские верфи») мостом. Его собирались построить не позднее августа 2013 года. Начальная максимальная стоимость строительства – 5,1 млрд руб, за все собирался платить городской бюджет. А освободившуюся от «Адмиралтейских верфей» землю хотели выгодно продать под жилье.
Все у чиновников планировалось хорошо, но градозащитники шумели, что мост испортит исторические панорамы набережных Невы, а лоцманы говорили, что мост будет мешать судоходству. Депутат Алексей Ковалев выиграл суд в связи с тем, что новый мост не внесен в Генплан, – и проект завис. Для лоцманов пришлось в октябре проводить эксперимент по проходу судов между имитаторами опор будущего моста. И по предварительным данным, которые озвучил глава бассейнового управления «Волго-Балт» Владимир Николаев, мост действительно оказался опасен для судоходства.
Еще не зная этого, новый финансовый вице-губернатор Сергей Вязалов (противник и Орловского тоннеля) назвал проект строительства моста непроработанным и предложил его отложить. С этим губернатор Полтавченко согласился.
Но «Адмиралтейские верфи» уже переезжают с Ново-Адмиралтейского острова (по крайней мере, по документам), и Смольный уже оплатил часть денег на этот переезд. И земля в центре Петербурга все же освободится! Но девелоперы зря облизывались – землю решено не продавать с аукциона. Сейчас готовится распоряжение правительства РФ передать территорию на Ново-Адмиралтейском острове целевым назначением Санкт-Петербургскому госуниверситету. Губернатор Полтавченко и вице-премьер Козак уже объявили, что целиком поддерживают идею строительства там студенческого кампуса. «Но переправляться туда будем не по мосту, а по тоннелю, - говорят в ректорате университета, хотя подробностей не добавляют.
Не против тоннеля и градозащитники - глава петербургских «яблочников» Максим Резник заявил на прошлой неделе, что «по сравнению с Ново-Адмиралтейским мостом тоннель имеет ряд преимуществ: переправа будет круглосуточной и строительство будет более щадящим по отношению к объектам культурного наследия. Недостаток тоннеля - стоимость строительства…» Впрочем, сказал Резник, по данным института «Гипростроймост», возможно строительство тоннеля неглубокой закладки, что делает проект более дешевым.
«Отличие этого тоннеля от Орловского в том, что щита не надо. По такой технологии построен Канонерский тоннель: на площадке отдельно делаются секции, потом суда их буксируют и опускают на дно. То есть тоннель в итоге на дне Невы лежит, мы не копаем глубоко. Ведь это безумие – в городе работает щит! И по стоимости наш тоннель будет раз в 5 дешевле Орловского. Точно пока не сказать, сколько это будет стоить, надо прорабатывать, но не больше 7 - 8 миллиардов рублей», - рассказал изданию Марк Ицков, архитектор, разрабатывавший эскиз тоннеля совместно с ЗАО «Институт Гипростроймост».
Мост там нельзя построить технически, у него нет выходов, предмостовых площадей ни на правом, ни на левом берегу. А тоннель, как определили разработчики проекта, будет выходить за Горный институт на правом берегу, а на левом – в районе Английской набережной.
Сейчас проект существует только на стадии эскизных проработок. Да и заказчика на него никогда не было. Группа работает над ним самостоятельно уже не один год. Как рассказали проектировщики, проект как-то рассматривали в Комитете транспортной инфраструктуры, сказали, что очень интересно, хорошо, но мост дешевле.
>> Подробнее в журнале «Город 812»
Поделиться