Как и предупреждали власти города, на Большом проспекте Петроградской стороны появились делиниаторы - гранитные преграды, призванные защитить выделенную для общественного транспорта полосу от автомобилей рядовых жителей. В качестве эксперимента заграждениями оборудовали пока лишь небольшой участок. Как они помогли движению троллейбусов и автобусов, выяснял «Водитель Петербурга».
Озвученная в конце сентября идея, согласно которой на нескольких улицах города полосы для маршрутного транспорта должны быть выделены физически, принесла результаты. Первой ласточкой стал Большой проспект Петроградской стороны, а следом, в случае удачного исхода испытаний, делиниаторы могут установить на Ленинском проспекте, проспекте Славы, Народной улице и даже на Невском проспекте.
Что же это такое, делиниатор? Ожидалось, что преграда будет, можно сказать, совсем неприступной для легковых машин - высотой около 10 - 15 сантиметров. На деле же мы увидели небольшой гранитный бордюр, состоящий из «полосок» с закругленными ребрами длиной около 30 сантиметров и высотой порядка 7 - 8 сантиметров. Для общественного транспорта этот барьер не представляет никакой проблемы, а вот легковушки смогут преодолеть его лишь на минимальной скорости. Поэтому заехать на выделенную полосу при движении в потоке будет затруднительно.
На практике большинство автомобилистов перестали заезжать на полосу для общественного транспорта. Но некоторые теперь просто перестраиваются в крайний правый ряд заранее и двигаются в потоке маршруток, невзирая на делиниаторы. А вот выбраться оттуда теперь труднее - временно над барьерами натянуты ленточки, поэтому выход только один - разрывы для въезда во дворы.
Во время наблюдений корреспондент «Водителя Петербурга» заметил такого автомобилиста, который пытался вырулить с выделенной полосы во второй ряд, заполненный машинами. Задняя часть его «Тойоты» полностью закрыла движение автобусам, поэтому общественный транспорт смог поехать вперед только после того, как легковушка перестроилась в пробку. Выбраться же через заграждения в свободный промежуток водителю «Тойоты» помешали ленточки.
Тем не менее десятиминутное наблюдение за отрезком Большого проспекта между улицей Красного Курсанта и домом 2 показало, что гранитные делиниаторы серьезно упростили движение по выделенной полосе - если раньше у светофора перед выездом на перекресток вместе с троллейбусами стояло множество машин, то теперь в ряду общественного транспорта они почти не встречаются.
Проще стало почти всем водителям общественного транспорта, кроме водителей 31-го троллейбуса. Его маршрут проходит по Большому проспекту П.С., а далее налево, на проспект Добролюбова. Проблема как раз на этом повороте и возникла - вывернуть за 10 метров до перекрестка из правого ряда в левый для троллейбуса непросто. Как уточнил водитель одного из них, «все зависит от вежливости водителей - кто-то пропускает, кто-то нет. А по полосе теперь двигаться приходится очень осторожно, потому что угла поворота штанг хватает совсем с небольшим запасом и нужно следить за тем, чтобы они не слетели с проводов».
Пешеходам нововведение не принесло каких-либо ограничений или, наоборот, улучшений. На зебрах делиниаторы имеют разрывы, поэтому споткнуться невозможно. А вот у автомобилистов все же появились небольшие трудности - при установке гранитных барьеров учли не все въезды во дворы. Так, например, попасть на территорию между домами 10 и 12 по Большому проспекту П.С. водители могут, либо перескочив через гранитные заграждения, либо проехав 100 метров по выделенной полосе.
Другая проблема является временной и связана как раз с нарушениями автомобилистов. Многие водители, внезапно увидев недавно построенные делиниаторы, пытаются перестроиться из правого ряда в «разрешенный» второй. Поэтому на перекрестке часто возникают сложности, в первую очередь для общественного транспорта. Если разделители установят на всем протяжении улицы, проблема решится сама собой.
А вот можно ли установить делиниаторы вдоль всего Большого проспекта П.С. или, например, Невского проспекта - это очень сложный вопрос. Сейчас поворот направо с этих магистралей происходит из правого ряда, который является выделенной полосой для общественного транспорта - в сплошной разметке, отделяющей «выделенку», сделаны разрывы для перестроения. Однако если будут установлены искусственные ограничители, то заканчиваться они должны задолго до перекрестка. В ином случае не все машины успеют перестроиться в нужный ряд, а значит, возникнет очередь на перестроение, и кто-то наверняка будет поворачивать из второго ряда, в спешке не всегда пропуская общественный транспорт. А это уже чревато ДТП не только с идущими прямо тяжелыми автобусами, но и с велосипедистами, которым, кроме выделенной полосы, передвигаться по этим улицам больше негде.
Возможно, имеет смысл поставить сложные светофоры, которые будут раздельно регулировать движение. Но этот сценарий маловероятен, потому что такая система, во-первых, очень дорогая, а во-вторых, она все равно будет приводить к серьезному замедлению движения транспорта по полосам. И если на широком Невском это можно хоть как-то оправдать, то довольно узкий Большой проспект П.С. этого себе позволить просто не сможет.
Помимо движения по полосам около делиниаторов возникает вопрос по их уборке. Ряд гранитных блоков имеет разрывы для стока воды с центра дороги к поребрику. Но вот как дорожные службы будут убирать снег - непонятно. Если просто почистить щеткой еще можно, то уборка металлическим ковшом станет уже сложнее - края будут цепляться за барьер. А если вдруг наступит суровая зима - как в 2011 году, то ночная уборка большими погрузчиками может привести к повреждению делиниаторов.
Тем не менее гранитные барьеры уже сейчас облегчили движение общественного транспорта по трехсотметровому отрезку Большого проспекта П.С. и не помешали пешеходам. Осталось придумать, как организовать движение на поворотах для легковушек, а также отследить возможные проблемы при уборке, внести коррективы в проект и реализовывать его на пригодных для этого улицах.