Делиниаторы, установленные недавно на Большом проспекте П. С., горожане оценили, скорее, положительно. По крайней мере, они не вызвали у водителей такой же бури отрицательных эмоций, как неудачные гранитные переходы на Кронверкском. Однако некоторые автомобилисты, мотоциклисты и даже пешеходы всё же испытывают сомнения в безопасности такого нововведения.
К такому выводу пришел корреспондент «Водителя Петербурга», просмотрев множество форумов и опросив представителей участников дорожного движения. Напомним, в начале недели мы сообщали, что на отрезке Большого проспекта Петроградской стороны были установлены делиниаторы - гранитные разделители между полосой для общественного транспорта и остальными рядами.
Попытки городских властей улучшить дорожную ситуацию для общественного транспорта горожане, в основном, одобрили. Большинство автолюбителей полагают, что делиниаторы - это, пожалуй, единственный действенный метод в борьбе с нарушителями. А вот дальнейшее обсуждение уже распадается на несколько точек зрения - порой противоположных.
Автолюбители
Как всегда бывает, первыми подтянулись представители могучего движения "я против!". Они вопрошали: зачем портить дорогу гранитными барьерами? Но более сдержанные коллеги по рулю ответили им: заезжать на полосу для общественного транспорта запрещено, и если соблюдать это правило, можно спокойно избежать порчи подвески или неудобств при движении. Если же случится ДТП или сломается какая-то машина, то поток транспорта без труда сможет обогнуть проблему по «выделенке», аккуратно переехав через делиниаторы.
Еще одно мнение заключается в том, что идея вполне достойна для нашего города, однако то, как ее воплотили в жизнь, вызывает вопросы и ощущение недоработанности. Многие автомобилисты просят как-то обозначить новые препятствия, чтобы водитель, не знающий об их наличии, был особенно внимательным. На грязном асфальте серые гранитные выпуклости заметить очень трудно, особенно в вечернее время - тем более, если освещение подведет. Решением, как считают блогеры, могут стать либо нанесенные на каменные бордюры светоотражающие полосы, либо встроенные в асфальт небольшие катафоты. Установленного в начале барьера знака, разделяющего потоки, явно недостаточно - в этом мнении все комментаторы практически единодушны.
До сих пор остается нерешенным очень важный вопрос, касающийся уборки барьеров и дорожного полотна возле них от снега. Как показали два прошедших снегопада, убрать грязь и снег с делиниаторов пока не получается, поэтому водители не видят под погодными наслоениями гранитных разделителей и неосторожно наезжают на них.
Некоторые автомобилисты предложили демонтировать делиниаторы и заменить их на видеокамеры, которые будут в реальном времени фиксировать нарушителей и автоматически штрафовать владельцев автомобилей. Как пояснили в ГИБДД, этот сценарий маловероятен. Так, например, по мнению петербургских госавтоинспекторов, ни одна камера не сможет точно отследить, перестраивается автомобиль на выделенную полосу или поворачивает, пусть и не очень удачно, во двор. К тому же на Большом проспекте Петроградской стороны есть участки, где поворот направо разрешен не с полосы для общественного транспорта, а с дополнительной. Как в этом случае камеры должны учитывать поток - неясно.
Мотоциклисты
Байкеры смотрят на делиниаторы более мрачно, чем автомобилисты. Как объясняют владельцы мотоциклов, даже на слегка выступающей над асфальтом обычной разметке мотоцикл может "поскользнуться" - на повороте или на мокрой дороге. Падение мотоцикла может привести к тяжелым последствиям для самого водителя и для его соседей по движению. А гранитный барьер - это куда более серьезное препятствие.
Многие байкеры согласились, что для общественного транспорта делиниаторы полезны. Так как по ПДД ездить по выделенной для троллейбусов полосе нельзя, то и перестраиваться туда специально никто не будет. Однако автомобилисты зачастую не замечают двигающихся мотоциклистов и при перестроении выталкивают тех из занимаемого ряда. Как в этом случае вести себя мотоциклисту - не вполне понятно.
Пешеходы
Мнения передвигающихся «на своих двоих» также расходятся. Те, кто дисциплинированно ходит по тротуарам и пешеходным переходам, ни на что не жалуются - на «зебрах» делиниаторов нет. Ругаются на нововведение те горожане, которые склонны перебегать дорогу где захочется - велик риск не заметить препятствие под ногами, споткнуться и упасть - хорошо, если не под колеса. Нескольких таких невезучих пешеходов уже заметили автомобилисты.
Тех горожан, которые пользуются общественным транспортом, также кое-что тревожит. Некоторые из них уже видели теряющие управление автомобили. Как утверждает читательница Ирина, водители в сумерках двигаются быстро, многие не знают о новых препятствиях на дороге. Когда такой «шумахер» на скорости решает перестроиться на выделенную полосу, не заметив гранитного барьера в грязи, дальнейшее движение машины просчитать невозможно. Может и на тротуар вылететь. А там на остановке люди стоят...
Такой исход возможен, но винить за это власти города все же некорректно. Правила дорожного движения нарушают автомобилисты, поэтому и ответственность за возможные ДТП должна лежать на них.
Общественный транспорт
Во время обсуждения делиниаторов в СМИ была названа серьезная проблема: линия проводов для троллейбусов, следующих по маршруту № 31, постепенно уходит из правого ряда во второй, а на самом перекрестке троллейбус должен повернуть налево. Если раньше «рогатые» плавно перестраивались из правой полосы в левую для поворота, то теперь они вынуждены ехать по «выделенке» до самого перекрестка, штанги отклоняются очень сильно, и есть риск, что они соскочат с контактной линии.
Как пояснили «Водителю Петербурга» в комитете по транспорту со ссылкой на «Горэлектротранс», 12 января линия троллейбусных проводов уже была переложена, поэтому проблемы с передвижением по маршруту больше нет. А вот первые положительные результаты нововведения уже появились - среднее время проезда общественным транспортом участка Большого проспекта Петроградской стороны от улицы Красного Курсанта до проспекта Добролюбова ссократилось с 10 - 15 минут до 2 - 5.
Власть
По мнению комитета по развитию транспортной инфраструктуры, делиниаторы - это единственное, что заставит водителей не мешать общественному транспорту на выделенной полосе. «Мы посмотрим, как они переживут зиму, и если эксперимент окажется успешным, будем устанавливать в других местах», - уточнили в КРТИ.
А как пояснили в пресс-службе комитета по благоустройству, проблема с уборкой делиниаторов сейчас решается. Скорее всего до конца сезона очищать гранитные разделители будут вручную, однако рассматривается и вариант привлечения дополнительной техники со вращающимися щетками.
Итоги
Уже сейчас можно сделать вывод, что троллейбусы и автобусы стали быстрее передвигаться по небольшому отрезку Большого проспекта П. С., а количество автомобилей, мешающихся у них «под ногами», сократилось. Осталось решить проблему с уборкой и оповещением водителей о наличии препятствия - и эксперимент можно будет считать удавшимся.