Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, с-з

760мм

72%

Подробнее

Пробки

7/10

Действующие лица петербургского арта глазами Белкина и Чехоева

1075
ПоделитьсяПоделиться

В Новом музее Аслана Чехоева открылась выставка «Действующие лица». На ней представлено семьдесят снятых Анатолием Белкиным на фотоаппарат Leica и отпечатанных вручную снимков петербургских художников. Белкин год ездил по мастерским и фотографировал коллег. В результате современное искусство Петербурга в буквальном смысле обрело свое необщее лицо.

Человек с репутацией острослова и вечного насмешника, Анатолий Белкин в этом проекте вдруг оказался предельно серьезен, о чем свидетельствуют и сами портреты, и текст «от автора» в буклете: «Из серой казенной канцелярской папки, протертой на сгибах и плохо завязанной, вылетела и упала лицом вниз фотография. Я поднял и перевернул ее. На переднем плане, слева, в черном пальто с поднятым воротником, без шапки прикуривал сигарету совсем не старый Юра Дышленко, а мимо него из церкви выносят гроб, в котором лежит Евгений Михнов. Два замечательных русских художника, которые были частью моей жизни в том, советском, Ленинграде, когда не было ни кураторов, ни галерей, ни актуального искусства, а «винзаводы» гнали бормотуху и выставляли фотографии только передовиков или прогульщиков. Я смотрел на эту фотографию и отчетливо представил, как через мгновение времени кто-нибудь из друзей найдет фотографию, а на ней уже буду я. Не сразу, но довольно быстро я понял, что мне надо сделать в ближайшее время. Как принято теперь говорить - возник «проект».

Проект поддержал создатель и владелец «Нового музея» Аслан Чехоев, который выступил меценатом «Действующих лиц» и рассказал корреспонденту «Фонтанки», почему он это сделал и как эта выставка связана с его видением сегодняшнего музея современного искусства.

ПоделитьсяПоделиться



- Вы принимали непосредственное участие в этом проекте?

- Не совсем так. Это проект художника. Мы поддержали его. Одно дело проект, сами фотографии, а другое дело – сделать его публичным. Вот в этом мы принимали участие, финансировали каталог. А всю остальную работу делал Анатолий Павлович.

- Что подвигает вас на то, чтобы подобные вещи поддерживать? Это дорого обходится?

- Любой проект стоит определенных денег. Я считаю, что этот - очень важный. Его нельзя рассматривать как фотографии отдельных художников. Это некий срез нашей городской художественной жизни, это художники, которые создают сегодняшний город, выражают его сегодняшнее настроение. Среди них есть значительные величины. Сам проект задуман черно-белым, абсолютно в стиле андеграунда. И здесь представлены основоположники андеграунда, но есть и молодые художники, которые эту традицию продолжают. Удивительно, что такой проект раньше не появился. Ну, слава богу, что мы оказались первыми вместе с Белкиным.

- Коллекция потом останется в музее?

- Эта серия выпущена в двух экземплярах, она так и подписана. Один экземпляр останется в коллекции нашего музея, второй - у автора. Может быть, он преподнесет ее Русскому музею. Кроме того, автор имеет право на ряд изданий серии в другом, меньшем размере.

- Из тех художников, которых Анатолий Павлович снимал, наверняка есть ваши любимые художники?


- Это те художники, с которыми мы достаточно плотно работаем. Вот, например, мы делали большую выставку «Арефьевский круг», и вот здесь, на выставке, есть фотография Дмитрия Шагина вместе с отцом, Владимиром Шагиным. Керим Рагимов из молодого поколения. Гаврильчик – на мой взгляд, один из выдающихся художников в нашем городе, очень важный для нас. Фактически все имена здесь нам очень важны, другое дело, что с некоторыми из них у нас личные отношения - это Владимир Овчинников, Шинкарев…

- Ваш музей работает чуть больше полутора лет. Ваши предпочтения в искусстве как-то изменились или, может быть, уточнились за это время?

- Наверное, какие-то изменения происходят, но они незначительные. Да, появляются новые имена, начинают входить в круг нашего видения. При этом никакой революции не случилось.

- Вы же мыслите себя все-таки скорее коллекционером, чем галеристом? У вас нет амбиции находить художников, чтобы потом продавать их?


- Я готов помогать художникам, но не в том смысле, чтобы заниматься их раскруткой, быть промоутером. То есть в этом плане я не связан с бизнесом. Я именно что коллекционер. Другое дело, что иногда на уровне музея мы делаем серьезные выставочные проекты, и они дают определенный толчок художнику, и это тоже имеет огромное значение.

- Из тех проектов, которые вы уже сделали за это время, лично вам какие больше всего симпатичны?


- Это, несомненно, те выставки, которые Новый музей делал сам, не привлекая никого со стороны. То, что мы сами задумали и сами реализовали. Это Евгений Михнов-Войтенко, это Григорий Майофис, это «Арефьевский круг».

- У вас есть какая-то мечта как у коллекционера, какие-то вещи, которые вы бы очень хотели иметь в своей коллекции?


- Это такое дело, наживное. Есть возможность – получаешь, нет возможности – не получаешь. Мечта заключается в другом – чтобы все-таки понимание значения современного искусства в нашем обществе росло. И тогда, соответственно, вырастет значимость того, чем мы занимаемся.

- Вы сами как к этому пришли? Ваша история же довольно нетривиальна для Петербурга… Занимались бизнесом и вдруг полюбили современное искусство?


- Что я могу сказать. Я создавал коллекцию, мне было это интересно. В какой-то момент я понял, что в плане количественном и качественном она достигла такого уровня, что должна  стать публичной.  И созрела идея музея. Я занимаюсь собирательством, повинуясь каким-то велениям души, желаниям. Нельзя говорить, что здесь нет никакой корысти. Она заключается в том, что, собирая такие вещи, ты все-таки поднимаешь самооценку, что скрывать то.

- Вы осетин, и поэтому нельзя даже на открытии выставки не задать вам вопрос про ситуацию, сложившуюся в Осетии.

- Этот вопрос требует серьезного отдельного разговора. Там же, как и в любой политике, не все однозначно. Но я могу сказать одно: состоялись выборы президента, и человек победил абсолютно честно, а в итоге его победу не признали. Мне кажется, это неправильно. Это произошло цинично, перешло все границы.

Мария Элькина, «Фонтанка.ру»
Фото: Пресс-служба «Нового музея»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close