Живущие ныне Нарышкины могут претендовать на фамильное серебро, обнаруженное во время реставрации в особняке в Петербурге на улице Чайковского. Об этом «Фонтанке» заявил президент «Адвокатской коллегии Нарышкиных» Константин Федоров. Почетный адвокат России, который также причисляет себя к знатному дворянскому роду, говорит, что готов представлять интересы наследников в суде. Однако директор института генеалогических исследований Игорь Сахаров не видит судебной перспективы, так как ветвь Нарышкиных, живших в начале прошлого века на Чайковского, в особняке с кладом, прервалась во Франции.
В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» Константин Федоров-Нарышкин сразу заявил, что уже слышал о кладе, найденном в доме Трубецких-Нарышкиных. «У меня сын — тоже журналист, он позвонил мне и сказал: «А вдруг мы получим что-нибудь», это смешно, конечно», - сказал адвокат, пояснив, что он потомок московских Нарышкиных. Но, по его словам, он знает прямого правнука петербургских дворян, его зовут Андрей, живет он в Москве и даже написал книгу «Род Нарышкиных». Константин Петрович заявил «Фонтанке», что готов разыскать наследника и даже помочь ему отстоять право на найденное имущество. «Я позвоню в Дворянское общество, правнуку Нарышкиных, и я готов защищать их в суде, чтобы им по закону была доля».
Адвокат Федоров уверен, что юридически потомки имеют полное право претендовать на клад. По его словам, реальные перспективы есть и у спикера Государственной думы Сергея Нарышкина, который якобы в интервью газете «Аргументы и факты» сам говорил, что является прямым потомком рода Нарышкиных и у него даже «до сих пор осталось поместье». «25% по гражданскому законодательству должно принадлежать тем, кто нашел, но если эти ценности действительно принадлежат Нарышкиным, то претендовать на них, по закону, должны Нарышкины». При этом адвокат утверждает, что потомки могут истребовать себе все найденные предметы и уже потом самостоятельно выделить одну четверть нашедшему. «Самое главное, чтобы государство не забрало эти деньги и чтобы наследники, настоящие наследники, получили вот это дело», - сказал Федоров-Нарышкин и признался, что доказать это будет очень сложно.
В Дворянском собрании, в отличие от адвоката, о найденном кладе до разговора с журналистами не слышали. Так сложилось, что в Петербурге существует два собрания. Первый предводитель Петербургского Дворянского Собрания Григорий Шабанов заявил «Фонтанке», что в Петербурге нет прямых потомков рода Нарышкиных. По его словам, они могут быть в Москве или где угодно. Шабанов также высказал несколько иную точку зрения насчет родословной председателя Госдумы. «Сергей Нарышкин — не прямой потомок, он отказался от этого родства и просил его не беспокоить по этому поводу, - сказал предводитель. - Настоящий он или нет, мнения расходятся, он не дал нам сведения для поиска его родства».
Второй предводитель, Олег Карамышев, также не смог помочь в поисках возможных наследников. «Наша общественная организация объединяет несколько дворянских родов, Нарышкиных среди наших членов нет», - сказал он, однако посоветовал обратиться за консультацией к директору Русского генеалогического общества Игорю Сахарову, который лично много лет занимался историей рода Нарышкиных.
Игорь Васильевич Сахаров — академик, директор Института генеалогических исследований Российской Национальной библиотеки, член Геральдического совета при президенте России — разочаровал ожидания: прямых потомков последних владельцев особняка на Чайковского не просто нет в Петербурге, их нет в России. Более того, скорее всего, их род вообще прервался. «Эта семья была не очень выдающаяся, кто-то был дипломатом средней руки, - рассказывает генеалог. - Это средний дворянский почтенный род, эта ветвь, я имею в виду; Нарышкиных было много - были очень знатные и высокопоставленные, а это средние». По словам ученого деятеля, потомки разных ветвей Нарышкиных после революции жили во французском городе По, в Париже, в Бельгии, сегодня представителей рода можно найти даже в Израиле.
Но потомков семьи, жившей в Петербурге на улице Чайковского, по данным Сахарова, разыскать уже не удастся. «Наследников нет, они вымерли, - утверждает он. - Последняя - мадам Нарышкина, она была не мадам, она была мадемуазель. 20 лет назад ей было 60 лет, и у нее не было детей. Она была последней носительницей этой ветви фамилии, и, по-моему, там не было по женской линии больше никого. То есть именно эта семья кончилась».
Поставил точку Игорь Васильевич и в вопросе происхождения парламентария Сергея Нарышкина. «Он из крестьян, у него какой-то галичский, костромской род, - категорически заявил исследователь. - Крепостные же часто носили ту же фамилию, что и баре».
Не впечатлило академика Сахарова и известие о претензиях на дворянское родство Константина Федорова-Нарышкина. « Я такого не знаю, но что значит Федоров-Нарышкин? Это значит, например, что у него какая-нибудь бабушка была Нарышкина». Замысел адвоката инициировать судебную тяжбу за найденный клад даже возмутил специалиста. «Нарышкиных было множество, - говорит он. - Настоящих только, то есть, условно говоря, дворянского происхождения петровских времен, так их очень много, но они никак не могут быть наследниками того, что принадлежало этой семье. Они слишком далеки. Они уже тогда были далеки, а сейчас это вообще смешно, никакой закон не дает права другим Нарышкиным даже на долю этого наследия. Сейчас вокруг этого будут крутиться проходимцы и самозванцы».
Как говорит Сахаров, такое довольно часто бывает в историях, связанных с древними и разветвленными фамилиями. В качестве примера приводит прецедент с НПАО «Массандра» - производителем шампанского «Лев Голицын». Марку игристого вина назвали в честь главного винодела всех имений государя в Крыму и на Кавказе в ХVIII веке. Один из дальних потомков Голицына, возглавлявший в Москве Русский дворянский союз, подал в суд на компанию, потому как используют имя предка без его разрешения. «И это довольно смешно, потому что его дедушка приходился тому Голицыну примерно десятиюродным братом, то есть практически это однофамильцы, - рассказывает Сахаров. - Ко мне обращались за экспертизой прав этого живого ныне Голицына, и я доказал, что одинаковая фамилия нынешнего князя и основателя крымского виноделия не означает, что он имеет какие-то права. И никто не должен спрашивать у него разрешения».
Напомним, что 28 марта 2012 года при реставрационных работах в особняке Нарышкиных была вскрыта тайная комната, в которой было найдено более 40 мешков со столовыми принадлежностями и сервизами из серебра. Реконструкция дома 29 по улице Чайковского началась в сентябре 2011 года. Здание приспосабливают под Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия, на первом этаже двухэтажного особняка разместится ресторан, а в залах на втором будут проходить культурные мероприятия, выставки, конференции и семинары, а в дворовых флигелях должны разместиться офисные и технические помещения. Найденные сервизы оказались настолько полными, что специалисты уже заявляют с большой долей вероятности, что аналогов в Петербурге не найти. В них все: от ложек до супниц и самоваров. В общей сложности несколько тысяч предметов.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»