80 лет назад в стране открылись первые магазины системы "Алко", обладающие эксклюзивным правом продажи спиртного на территории Суоми. До этого с 1919 года в стране действовал "сухой закон", отмененный в 1932 году парламентом после референдума. Тогда в стране было открыто 48 алкогольных магазинов.
Управляющая магазинами компания Alko Oy (в 1932 г. называлась Oy Alkoholiliike Ab) ответственна не только за реализацию спиртного, но и за развитие культуры потребления алкоголя в стране и предупреждение вредного воздействия этой продукции на здоровье и социальную жизнь. Собственником "Алко" на 100% является финское правительство, компания работает под надзором министерства социальных дел и здравоохранения.
На сегодня в Суоми действуют 348 торговых точек, объем продаж которых в 2011 году составил более 1,1 миллиарда евро. Чемпионом по выручке в Финляндии в последние годы является магазин в районе Леппяваара (Leppävaara) в Эспоо. В 2011 году здесь продали алкоголя на 11,73 млн евро. 8,29 миллиона евро выручили от продажи алкоголя в 2011 году в приграничной Лаппеенранте, и финны констатируют, что этот объем продаж достигнут в том числе благодаря российским туристам.
В объеме продаж 2011 года 32,8% приходится на долю водки и других крепких напитков, на втором месте - красное вино (20,4%), белого вина покупают существенно меньше - 14,5%. Наименее популярная позиция в ассортименте - розовое вино, составляющее всего 0,5% от общего объема продаж.
Продавать и покупать спиртные напитки вне системы "Алко" на территории Финляндии нельзя. В обычных супермаркетах продается пиво и сидр, однако после 21.00 приобрести эти напитки невозможно, несмотря на то что никто не ограничивает доступа к этим полкам, - при оплате на кассе товар предложат вернуть. «Алкогольные» магазины в Суоми работают шесть дней в неделю, по воскресеньям приобретение алкоголя доступно только в ресторанах и барах.
Потребление спиртного в Суоми возрастает в теплое время года, а меньше всего финны пьют в январе, когда реализуется 6% ассортимента. Торговля винно-водочной продукцией переживает два пика спроса: в декабре, когда продается 12% годового объема, и в июне - 10%. Третье место делят апрель и июль - по 9%.
Больше всего спиртного финны покупают по пятницам: на летние пятницы приходится 32% объема недельных продаж, на зимние - 33%. Наименьший интерес к покупке алкоголя финны проявляют по понедельникам и вторникам: летом в эти дни реализуется по 12% недельных продаж, зимой - 9 и 10%.
Десятка наиболее покупаемого в Финляндии спиртного выглядит так (объем продаж за год (в литрах), данные Alko Oy):
1 . Original Long Drink (4 725 041)
2 . Koskenkorva Viina (3 693 368)
3 . Leijona Viina (3 448 301)
4 . Suomi Viina (2 336 676)
5 . Karhu A (1 799 510)
6 . Tapio Viina (1 620 765)
7 . Olvi Export IV A (1 392 173)
8 . Olvi Tuplapukki IV B (1 157 955)
9 . Magyar Feher Bor (850 862)
10 . J. P. Chenet Cabernet-Syrah (790 845)
Рост финских налогов, приводящий к росту цен на спиртное, приводит к определенному снижению числа покупателей. Многие жители столичного региона регулярно предпринимают поездки в Эстонию на паромах, где приобретают алкоголь в достаточно внушительных количествах - либо в Таллине, либо в действующих на паромах магазинах системы duty-free.