От восьмиклассника Арсения Муна до аспиранта Мирослава Култышева – представители нынешнего обширного класса профессора Санкт-Петербургской консерватории, заслуженного артиста России Александра Сандлера выступят в фестивале «Лики современного пианизма», открывшемся в Мариинке. И это отличный повод поговорить о выдающемся педагоге современности, работающем в Петербурге.
Непосредственно концерт класса Сандлера будет в пятницу, 13 апреля. Его ученик, один из наиболее замечательных молодых российских музыкантов Петр Лаул выступит впервые в Концертном зале Мариинки с сольным концертом 10 апреля. Удостоенный высоких европейских премий корейский фортепианный дуэт Remnant – тоже ученики мастера – здесь же играет 12-го.
О масштабе Сандлера - музыканта и педагога - гораздо красноречивее его званий говорит сам по себе список его учеников. Петр Лаул, Мирослав Култышев, Александр Пироженко, Павел Райкерус, Антон Ляховский, Станислав Соловьев – такой абонемент можно представить себе в любом филармоническом зале мира. Причем большинство из них учились у Сандлера с детства.
Педагогика забрала практически все время, и на петербургской сцене Александр Сандлер оказывается нечасто. Играет несколько раз в сезон, и то больше в Швейцарии или во Франции. Но те счастливцы, которые слышали его сольные концерты или его выступления в ансамблях с пианистом Петром Лаулом, виолончелистом Алексеем Массарским, альтистом Алексеем Людевигом, скрипачом Борисом Кипнисом и другими музыкантами, никогда их не забудут. Его школьный педагог Марина Вениаминовна Вольф любит вспоминать, что один из учителей на экзаменах в консерваторской школе-десятилетке, где Сандлер учился и где он, наряду с консерваторией, работает уже несколько десятилетий, называл его «фокусником за роялем». Однако определяет его творческое лицо не виртуозное владение инструментом, но исключительность вкуса, фантастически обостренный слух и глубоко индивидуальный взгляд художника.
Помню Этюды Дебюсси, вдохновенно исполненные им целиком. Блистательные пьесы Прокофьева. Бесконечно мудрые сонаты Гайдна. Пьеса «В подражание Альбенису», прозвучавшая на юбилейном концерте Родиона Щедрина, и полные импровизационной свободы пьесы самого Альбениса. Ему ведомы тайны великих романтиков - Шопена и Шумана. Подобно большому драматическому актеру, он умеет «присваивать» текст автора так, что Пятый концерт Бетховена или «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина звучат объективно, взвешенно и вместе с тем совершенно «от себя», необыкновенно свежо.
Бескомпромиссность, свойственная Сандлеру-человеку, сказывается в манере исполнителя. Его взыскательная серьезность, его нервная импульсивность за роялем - вопиющая противоположность частой сегодня на концертной эстраде железобетонной стабильности ремесленника. В его игре категорически нет места самолюбованию, позе или внутренней вялости рутины. Он всегда в процессе поиска истины, для него исполнительство – процесс интеллектуального постижения смысла музыки и напряженного, эмоционального волеизъявления.
И все же львиную долю своего времени книгочей, грибник и футбольный болельщик, пианист Сандлер отдает своим ученикам. Видимо, это и называется преданность делу. В искусстве исполнительства школа связана с изустной, непосредственной передачей традиции, с почти династической передачей скрытых в музыке смыслов, наконец, формированием хорошего вкуса. Все это Санлеру присуще в высшей степени. Но он умеет и другое - увидеть в молодом музыканте главное, понимает сущность высказываемого, даже если встречается с очень еще несовершенным и невнятным пока исполнением. Петр Лаул писал: «Сандлера-педагога можно сравнить с садовником, бережно выращивающим растения, отсекающим лишнее, исправляющим недостатки, однако не пытающимся из яблони сделать грушу».
Немногословный, всегда ироничный, вглядывающийся в окружающий мир, привычно щурясь поверх очков, Александр Сандлер щедро наделен той подлинной зоркостью, которая отличает учителя по призванию.
Константин Учитель специально для «Фонтанки.ру»
Фото из архива Петра Лаула
Поделиться