С 25 мая иностранные яхты пустят на внутренние воды РФ по упрощенной процедуре. Но не всех и не везде: в списке разрешенных маршрутов и портов отсутствуют некоторые туристические центры Северо-Западного региона, в том числе и Выборг, который к тому же является одним из портов, куда традиционно совершают первый судозаход яхты под иностранным флагом.
Летом 2011 года, после упорных и продолжительных боев, которые вели туристическое и яхтенное сообщества, вышли поправки в законодательство РФ, разрешившие яхтам, плавающим под иностранными флагами, заходить на внутренние водные пути России. Сразу же стало ясно, что не все гладко и лес мачт с говором иностранной речи под стенами древнерусских туристических центров появится не сразу: иностранцев обязали ходить по нашим рекам и каналам в сопровождении лоцманов. «Вы представляете, семейный ужин на яхте и тут лоцман со свечкой», - описывает неудобство ситуации Сергей Акуленко, эксперт Российского союза туриндустрии по яхтенному туризму. Причем "лоцман со свечкой" обойдется недешево: к примеру, за 12-часовое путешествие 14-метровой яхты придется заплатить около 500 евро. «Это фактически запретительная мера», - говорит Сергей Акуленко.
Но даже если иностранный яхтсмен как-то решит проблему с лоцманом: либо оплатив недешевую услугу, либо, как ранее писала "Фонтанка", пригласив в качестве участника команды российского судоводителя с лицензией, то ему открыты не все водные глади, а строго определенные: перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств и перечень внутренних водных путей оговорены специальным распоряжением правительства (от 5 мая 2012 года N 734 Р).
Сюда включены популярные туристические направления: Кижи, Петрозаводск, Валаам, Ярославль, разумеется, Санкт-Петербург. Но из перечня выпали жемчужины древнего пути «из варяг в греки»: города, расположенные на побережье р. Волхов. Это в первую очередь, Великий Новгород, туристический центр с сохранившимся архитектурным комплексом, музеем деревянного зодчества, раскопками Рюрикова городища, с выходом в озеро Ильмень. Выпадает из традиционного маршрута и первая летописная столица Руси — Старая Ладога. «Это притом что Волхов — река, очень удобная и относительно безопасная для судоходства маломерного флота, там достаточно спокойное течение», - говорит Сергей Акуленко. В целом же, если не считать этого маршрута, основные маршруты: Валаам, Кижи, Архангельск (именно из Архангельска отправляются суда на Соловки), по мнению специалистов северо-западного регионального союза туриндустрии, охвачены.
А вот в списке портов судозахода, перечисленных в означенном Распоряжении правительства, отсутствует г. Выборг. И вот этот пункт может создать иностранным яхтсменам определенные неудобства. Во-первых, Выборг как туристический город пользуется популярностью среди жителей Суоми (возможно, в том числе и потому, что долгое время входил в состав Финляндии). Во-вторых, что важнее, далеко не каждая яхта технически может преодолеть без захода в порт путь из Котки до Санкт-Петербурга. Опять-таки, не совсем ясно, смогут ли при новом раскладе иностранные яхтсмены приходить в Россию через Сайменский канал (который хоть и проходит по территории России, но отдан в аренду Финляндии и тянется от озера Саймаа до впадения в Финский залив около г. Выборга).
Как пояснили "Фонтанке.fi" в Росгранице, в Выборге работает действующий пункт пропуска, а также есть причальная стенка. Правда, и специалисты, занимающиеся обустройством границы, и сами яхстсмены признают - причал не дооборудован в полной мере для приема маломерных судов: яхты соседствуют с крупными судами.
Что касается Сайменского канала, известно только то, что Федеральной программой в 2014-2015 г.г. предусмотрена его реконструкция в районе пятого шлюза, где в дальнейшем планируется оформление маломерных судов, следующих из внутренних вод Финляндии в Финский залив и обратно. Такую информацию дает Росграница.
Также ведомство говорит о том, что список портов, доступных для иностранных яхт, может быть расширен в дальнейшем. Планируется оборудовать для иностранных яхт пункт пропуска с причальной стенкой и необходимой инфраструктурой на форте Константин (возле г. Кронштадта).
«Сейчас проводятся мероприятия по подготовке пункта пропуска к открытию, в основном это работа, связанная с оформлением и согласованием документов, необходимых для подготовки работы комиссии по приемке и издания приказа об открытии пункта пропуска», — пояснили в Росгранице.
В целом, специалисты обращают внимание на то, что действующее законодательство недостаточно четко прописывает порядок хождения маломерных судов под иностранным флагом по внутренним водам РФ и остается надеяться на подзаконные акты, которые должны появиться в ближайшее время.