Шоу Мадонны, начавшееся в 22.20 в СКК «Петербургский» 9 августа, завершилось уже 10 августа в 00.15. А дальше началось еще одно - с дикими пробками у СКК для обладателей автотранспорта и метанием по проспекту Гагарина для тех, кто безнадежно опоздал на метро и боялся опоздать еще и под мосты… Впрочем, началось «шоу Мадонны» в Питере намного раньше, примерно полгода назад, когда артистка объявила, что выступит против «гомофобного» петербургского закона, а на нее ополчились православный депутат Милонов и батюшка Кураев.
Казалось, в момент концерта это противостояние достигнет апогея, однако массовых митингов и демонстраций у СКК не наблюдалось, а отдельные протестующие больше напоминали городских сумасшедших, чем последовательных идейных борцов за права сексменьшинств и за победу толерантности на всей планете.
Уже было известно, что и в Киеве, и в Москве Мадонна задержала свой выход на сцену на час и больше, но почему-то казалось, что в Питере этого не случится. В Москве ведь метро закрывают в час ночи (многие вспоминали, что ведь было такое и в Ленинграде!), да и столичный комплекс «Олимпийский» расположен у станции метро, на оживленном проспекте Мира, а наш СКК «Петербургский» на семи ветрах… Зрители томились в ожидании, но никто не объявлял им точное время выхода звезды, дабы не нагнетать недовольства.
Никто не разъяснял публике и то, зачем после проверки билета контролеры выдают им бумажные браслетики розового цвета – многие решили, что это просто еще одна форма контроля. И только перед самым выходом артистки, уже в одиннадцатом часу вечера, на двух видеоэкранах загорелись розовые буковки: «По просьбе Мадонны перед концертом зрителям раздали браслеты розового цвета в знак толерантности к людям нетрадиционной ориентации, а также к всем людям, вне зависимости от их ориентации. Во время концерта она обратится к вам с просьбой поднять руку с браслетом вверх, если вы поддерживаете ее призыв. Спасибо!»
После этого нашлись и такие зрители, что сорвали браслетик, а в то же время многие возмущались: «А почему мне не выдали! Я тоже хочу!» Надо заметить, что в Москве такие браслетики не выдавали – это была фирменная питерская акция. Сама Мадонна тоже надела розовый браслет, когда наконец спустилась с небес в келье на сцену в 22.25 (первые пять минут был пролог с хоровым пением, звуками колоколов и изображением храма на видеоэкранах).
Шоу со странноватым названием «M.D.N.A» колесит по Старому Свету с 29 мая, и практически каждый концерт выложен в Интернете, так как никто не запрещает поклонникам снимать на мобильники и видеокамеры. Оно абсолютно идентично в любом новом городе, практически идеально отстроено в техническом плане, срепетировано в актерском и режиссерском аспекте. И все же ютьюбовские версии не дают реального представления о достижениях Мадонны и ее команды. Певица привезла все свое, и вокруг СКК выстроилась армада траков с оборудованием. Поражает качество звука – за много-много лет СКК не знал такого изумительного мощного и качественного саунда. О спецэффектах и бесконечных сменах декораций написаны тома, однако на поверку часто «смена декораций» оказывалась просто заменой видеокартинки на заднике. Но качество картинки настолько высоко, что ее и впрямь можно принять за натуральные декорации.
Причем на заднике за весь концерт ни разу не демонстрировалась трансляция самого концерта – только видеосюжеты, инсталляции. Прямая трансляция велась на два видеоэкрана по краям сцены. А эти два экрана почему-то были не самого высокого качества, они выдавали мутноватую картинку, кроме того, практически не демонстрировали крупных планов, держали только общий, примерно в два раза увеличивая реальную фигуру Мадонны и ее артистов. Зрителям «сидячих» секторов, особенно дальних, было так обидно, что «американская гюльчатай» так и не показала свое личико.
Зато фанаты, попавшие в «золотой треугольник» и фан-зону, пребывали на верху блаженства. Никогда еще богиня не спускалась к простым смертным так близко. Половину концерта она носилась по языкам сцены, образовавшим тот самый треугольник, и ее буквально можно было потрогать руками, сфотографировать, как душа пожелает. Даже на самые интимные песни Мадонна выходила к народу, не боясь показать ни свое лицо, ни свое фитнес-тело.
В оформлении сцены обнаружилась еще одна странность. Дело в том, что двум боковым световым пушкам мешал светить занавес, и в нем сделали две внушительные «дыры», сквозь которые просматривалась противоположная трибуна СКК. Было ли это казусом или тонким режиссерским ходом – осталось загадкой.
Первые полчаса шоу оказались перенасыщены драками, стрельбой, побегами и прочей экшен-чернухой, хотя Мадонна в песне «Revolver» дралась со злодеями не хуже, чем звезды Голливуда в киноэкшенах. Все это было заполнено весьма однообразными электронными грохочащими ритмами и, признаться, подутомило. Так что выход Мадонны вместе с ее актерами в костюмированном «шоу барабанщиков», где тоже грохота хватало, воспринимался как отдушина для глаз.
После изумительно тонкого музыкального номера «Sagara Jo» нон-стоп-концерт был наконец приостановлен на четыре минуты, и Мадонна посвятила их большой политике, произнеся пламенную речь: «Мы все заслуживаем любви. Заслуживаем того, чтобы жить свободно, без страха и в любви. Любая религия учит: возлюби ближнего своего, как себя самого. Поэтому не нужно ничего бояться, не должно быть на планете никакого страха. Мы хотим бороться за свободу, чтобы стать теми, кто мы есть по сути своей. Сейчас очень суровое время. Я чувствую это, путешествуя по миру. Становится все больше нетолерантных людей. Но мы можем победить, мы выше этого. Победим любовью, толерантностью, уважением и достоинством. Мартин Лютер Кинг боролся за афроамериканцев и равенство всех людей. И Мартин Лютер Кинг умер за свою идею, завещая нам победить».
Читатель "Фонтанки" Михаил Гончаров
Публика восторженно приветствовала артистку и взметнула тысячи рук в розовых браслетах, хотя далеко не все поняли, кто такой Мартин Лютер Кинг, так как предполагалось, что Мадонна скажет про куда более понятных и уже почти родных Pussi Riot, как в Москве, где она даже назвала девушек по именам. Однако ни о них, ни конкретно о петербургском «гомофобном» законе артистка в этот вечер не говорила, мыслила глобальными категориями, видимо, считая, что и так все ясно.
Отдав долг политической борьбе, Мадонна будто скинула с себя какое-то бремя и начала выдавать песни одну другой интересней по музыке и спецэффектам. Почти отказалась от назойливой электроники и села на свой конек – синтезируя музыкальные интонации народов мира современными ритмами и танцами. Впрочем, в своем самом лиричном и проникновенном номере «Like a Virgin», утопая в объятиях мускулистого танцора и едва не обнажив грудь, она опять принялась за свое: сняла рубашку, и выяснилось, что на этот раз у нее на спине написано не «Pussi Riot», а «No fear» (без страха). Затем артистка спросила у зала: "Россия боится?" - и поняв, что Россия в этот вечер не боялась ничего, добавила: "Ох*eнно".
В фойе перед началом шоу десятки раз звучало объявление, что данное действо рекомендовано зрителям после 18 лет, но, разумеется, в зал пришли и те, кто помоложе. Однако детей среди зрителей почти не было. А те, что были, не закрывали лицо в откровенных сценах, так как в «Доме 2» видели и не такое… Зато на сцене несколько раз появлялся 11-летний сын Мадонны, который показал себя очень пластичным и подвижным мальчишкой.
Те зрители, кто, презрев расписание метро, досидел до финала, были вознаграждены замечательными пятью финальными номерами, показавшими, что, вопреки козням сэра Элтона Джона, не столь любимая им Леди Гага, а именно Мадонна остается не стареющей «стриптизершей», большой артисткой, способной ярко и внятно говорить о добре, мире, толерантности, религии - на самые высокие темы для любого человека.
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего