В общественный транспорт Петербурга могут вернуться аппараты по продаже разовых билетов. В качестве эксперимента в одном из трамваев «Горэлектротранса» уже установлен современный сенсорный терминал – такой же, с каких обычно кладут деньги на счет мобильного телефона, или платят по кредиту. Предполагается, что именно на аппараты ляжет нагрузка по обилечиванию пассажиров после полного отказа от кондукторов.
Идея установить в общественном транспорте аппараты по продаже разовых билетов – отнюдь не ноу-хау нынешних петербургских властей. Горожане, которые застали советское время в сознательном возрасте, могут вспомнить небольшие механические устройства, которые стояли в ленинградских автобусах, трамваях и троллейбусах. Принцип работы был простейшим: бросаешь монетку, крутишь ручку и получаешь билет. При этом взаимосвязи между фактом оплаты и получением билета не было: крутить ручку можно было даже в том случае, если никаких денег в щель не поступило.
В 1990-е годы место аппаратов заняли кондукторы, которые, в отличие от аппаратов эпохи социализма, выдавали билет только за деньги. Однако два года назад Смольный провозгласил курс на постепенный отказ от кондукторов. Для этой цели во всех автобусах ГУП «Пассажиравтотранс» были установлены стационарные валидаторы, к которым следует прикладывать свои проездные. В 2012 году началась установка таких аппаратов в троллейбусах и трамваях «Горэлектротранса».
Однако кондукторы пока еще работают на маршрутах: они проверяют приложил ли пассажир проездной к стационарному валидатору, и продают разовые билеты. В связи с этим, у экспертов и простых пассажиров возникал естественный вопрос: а как можно будет купить разовый билет после того, как исчезнут кондукторы? Четкого ответа в Смольном не давали: то говорилось о том, что, возможно, город вообще перейдет только на электронные носители, то заявлялось, что эта функция ляжет на водителей. Хотя понятно, что на безопасности пассажиров это может сказаться крайне негативно.
Теперь найден другой способ решить эту проблему, на базе советского опыта и практике европейских стран. В начале ноября в одном из трамваев «Горэлектротранса», которые следует по маршруту №100 «Придорожная аллея – станция «Ручьи», был установлен платежный терминал компании «Новоплат». При этом, как говорят в самом «Новоплате», пока у них нет договора с ГУПом – терминал эксплуатируется в опытном режиме, поставлен он был по запросу транспортного предприятия.
Продолжаться эксперимент будет в новом трехсекционном челночном составе, который сейчас обкатывает «Горэлектротранс»: именно в него сейчас и перенесен данный терминал. Как рассказали в «Новоплате», помимо оплаты проезда, в нем сохранен и другой стандартный функционал – мобильная связь, Интернет и другие услуги. Сдачи он не выдает, она зачисляется на мобильный телефон. Однако в компании подчеркнули, что это не является проблемой, и при желании заказчика там может появиться аппарат и с функцией выдачи сдачи (такие терминалы, например, установлены в ГУП «Петербургский метрополитен»). То же касается и списка услуг, которые можно оплатить с помощью аппарата: в конце концов там может остаться только проезд. Комиссия при покупке билета не взимается.
Помимо «Горэлектротранса», эксперимент продолжиться и в подвижном составе ГУП «Пассажиравтотранс». Как рассказали на предприятии, сейчас ведутся переговоры с московской компанией «Штрих-М». Предполагается, что через аппараты, которые поставят в салонах автобусов, можно будет оплатить только билет, а не целую сотню услуг дополнительно. Принимать они будут и монеты, и купюры, функция выдачи сдачи предусмотрена.
Отметим, что основной проблемой, которую предстоит решить Смольному при реализации этого проекта, является необходимость выдачи билетов, которые соответствовали бы образцу, принятому Минтрансом (так называемые «бланки строгой отчетности»). Аппарат «Новоплата», установленный в трамвае, пока печатает обычные квитанции, в которых в строке «назначение платежа» указано «оплата проезда». Однако, как говорят в компании, настроить систему можно на печать любого рода документов.
Что касается устройств от компании «Штрих-М», то, как замечают в «Пассажиравтотрансе», сейчас обсуждаются два варианта – либо аппарат будет выдавать квитанцию плюс стандартный билет, либо оба элемента будут печататься на едином бланке. Соответствующее письмо уже направлено в ГУ «Организатор перевозок», который контролирует работу пассажирских компаний.
Подчеркнем: функционал аппаратов может зависеть от того, на каких условиях он поставляется на транспортное предприятие. Если он будет покупаться, то там остается только возможность платить за проезд; минимальная стоимость устройства – от 70 тысяч. Если же поставщик установит их за свой счет, то тогда для получения прибыли он должен будет сохранить возможность оплаты и других услуг.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»