Верховный суд удовлетворил иск защитника прав автовладельцев Александра Холодова, оспаривавшего формирование тарифа на эвакуацию в Петербурге. Высший орган российской Фемиды решил, что в законе об эвакуации не может быть прописана норма прибыли для организаций, осуществляющих транспортировку и хранение автомобилей на спецстоянке. Правозащитник уверен, что услуги эвакуации теперь должны стать дешевле. У участников рынка иное мнение.
Верховный суд в среду поставил точку в многомесячном судебном разбирательстве, инициированном координатором движения автомобилистов «Свобода выбора» Александром Холодовым. Истец оспаривал норму петербургского закона об эвакуации, принятого Заксобранием и подписанного губернатором в июне 2012 года.
Холодов настаивал на том, что депутаты и чиновники нарушили закон, включив в нормативный акт строчку, подразумевающую возможность компенсации за счет автолюбителей не только расходов на эвакуацию, но и прибыли организаций, транспортирующих и хранящих автомобиль нарушителя. И хотя в августе Городской суд Петербурга отказал в удовлетворении этого требования, Верховный суд все же согласился с доводом о том, что автомобилисты не обязаны приносить эвакуаторщикам прибыль.
«В моем понимании, после решения Верховного суда существующий тариф на эвакуацию должен быть пересмотрен. Вообще, на мой взгляд, и сами расходы на задержание и перемещение автомобилей завышены. Например, в Самаре эвакуация стоит 1700 рублей. Понятно, что размеры Петербурга и Самары не сопоставимы, но если бы мы поделили город на сектора, в рамках которых осуществлялось бы и задержание, и хранение машин, мы могли бы также снизить тариф», - отмечает Холодов.
В комитете по тарифам, который отвечает за формулу расчета платы за эвакуацию, «Фонтанке» рассказали, что пока не ознакомились с решением суда. «Могу лишь сказать, что в действующий на сегодняшний день тариф норма прибыли организаций и так не включена», - заявил глава ведомства Дмитрий Коптин. По его словам, комитет анализирует отчетность занимающихся эвакуацией организаций. «Если выяснится, что компании потратили полученные средства не на перемещение транспортных средств, а на другие нужды, то тариф будет пересматриваться», - добавил чиновник. В любом случае, новый тариф должен быть принят городскими властями до Нового года. По словам Коптина, его размер будет озвучен до конца декабря.
Но пока предпосылок для уменьшения принятой летом этого года платы за эвакуацию в 2 тысячи 700 рублей городские власти не видят. Напротив, эта сумма может быть проиндексирована в сторону повышения из-за роста цен на топливо, зафиксированного в последние месяцы.
Однако в Смольном обещают предметно проанализировать решение Верховного суда и исполнять его.
Подтвердил факт того, что норма прибыли не включена в действующий тариф, глава Ассоциации спецстоянок Борис Вьюшкин. «Действующий тариф был установлен исходя из политических, а не коммерческих соображений. Учитывая то, что параллельно власти подняли штраф за неправильную парковку до 3 тысяч рублей, вводить еще и высокую плату на эвакуацию было нецелесообразно. Поэтому сегодня эвакуирующие компании фактически выходят в ноль, не получая прибыли», - говорит Вьюшкин.
Тем не менее наблюдатели отмечают, что темпы эвакуации автомобилей с улиц Петербурга после того, как расходы по ней стали возмещать автомобилисты, а не городской бюджет, серьезно повысились. И если раньше, по данным «Фонтанки», существовал негласный план, который не мог превышать размеров субсидий из бюджета на эвакуацию, то теперь организации, чтобы заработать, пытаются брать числом. То есть чем больше та или иная организация увезла неправильно припаркованных автомобилей, тем больше шансов, что по итогам своей деятельности она получит какую-то маржу.
Кроме того, тариф на коммерческую эвакуацию в Петербурге значительно ниже, чем плата за задержание, что не совсем согласуется со словами игроков рынка. Так, по городу легковую машину можно переместить за 1,1 - 1,5 тысячи рублей.
По данным ГУП «Центр экономической безопасности», с 1 июля (когда эвакуация стала платной для автомобилистов) до 28 ноября с улиц Петербурга на спецстоянки было транспортировано 54 тысячи 296 машин. То есть в среднем в месяц в Петербурге эвакуируют 10 тысяч 859 транспортных средств. В то время как до 1 июля 2012 года ежемесячный показатель был в районе 6 тысяч машин.
Исходя из данных по количеству эвакуированных машин, можно сказать, что нарушители правил заплатили в общей сложности 146 млн 599 тысяч 200 рублей (в качестве оплаты расходов эвакуаторщиков) и 162 млн 888 тысяч рублей (в качестве оплаты штрафов за неправильную парковку).
Справка:
Закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств…» был подписан губернатором 25 июля 2012 года. Согласно ему, водители самостоятельно должны платить за вывоз неправильно припаркованных машин. Тариф на перемещение с 1 июля составляет 2,7 тысячи рублей, хранение стоит 30 рублей в час. Аналогичные условия действовали в городе до 2008 года, однако тогда услуги эвакуаторщиков были оценены гораздо выше – в 3584 рубля. С 2008-го по 2012 год транспортировкой брошенных у обочин транспортных средств занимался город. Он ежегодно выделял на услуги эвакуаторщиков 200 млн рублей, или 2,7 тысячи рублей за задержание одной машины.
Поделиться