Главой комитета по развитию туризма назначен Александр Шапкин. До последнего времени чиновник трудился на должности заместителя руководителя в Управлении по развитию садоводства и огородничества. А до прихода в Смольный руководил аграрными выставками в «Ленэкспо».
Информация о долгожданном назначении на пост главы комитета по развитию туризма оказалась в распоряжении «Фонтанки» утром 5 февраля. Однако в самом комитете эту новость подтвердить не смогли. В ведомстве сообщали, что новый начальник коллективу представлен не был. Также не было никакой информации и в Управлении садоводства. Там сообщили, что не в курсе назначения Шапкина.
Однако уже в первой половине дня весть о том, что Александр Шапкин из замглавы управления совершил карьерный рывок до главы нового комитета, официально подтвердила пресс-служба губернатора.
О новом руководителе, на которого, к слову, туристический рынок возлагает огромные надежды, известно не слишком много. В Управлении садоводства и огородничества чиновник работает с 2009 года. До этого с 2006 года он занимал должность заместителя директора в «Ленэкспо». Он занимался организацией таких выставок, как «Агрорусь» и «Инрыбпром».
В 2009 году Шапкин защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук по теме «Развитие маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов малого предпринимательства на продовольственном рынке».
47-летний чиновник женат. У него есть дочь. Согласно налоговой декларации за 2011 год, на семью оформлена квартира площадью 96 кв. метров. В личной собственности Александра Шапкина находится автомобиль Mitsubishi Outlander XL. Доход чиновника в 2011-м составил чуть более 1 млн рублей, его супруги — 1,785 млн рублей.
Напомним, что до 1 января 2013 года в Смольном работало Управление по туризму, которое возглавляла Марианна Орджоникидзе. Две недели назад появилась информация о том, что чиновница, которую не назначили руководить новым комитетом, ушла в отпуск, из которого не планирует возвращаться. Однако официально в Смольном эту информацию не подтверждали. Она сама сообщала, что работает в обычном режиме и увольняться не планирует.
Отметим, что изначально губернатор Георгий Полтавченко не планировал создавать комитет по развитию туризма. Предполагалось лишь вывести существовавшее ранее управление из-под «крыла» комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Но депутаты Заксобрания Петербурга выступили с предложением передать полномочия по повышению туристической привлекательности города именно комитету, а не управлению. В итоге Полтавченко согласился с предложением парламентариев и подписал постановление о создании дополнительного ведомства в составе горправительства.
"Фонтанка" обратилась за комментариями к участникам рынка туриндустрии.
«В таком виде деятельности нужен опыт. В том числе опыт общения с игроками рынка. Самая главная задача сейчас — привлечение внимания со стороны иностранных рынков. Мы же все видим, как в Петербурге рекламируются Эстония, Швеция, Финляндия. Должна действовать пропаганда города как центра туризма в Европе, Азии и Америке. У нас существует миф о том, что город и так все знают и в рекламе он не нуждается. Это не так, кока-колу же все знают, но ее рекламируют», - отметил генеральный директор компании ST. PETER LINE Игорь Глухов.
«Компетентных людей как не хватало, так и не хватает. В сферу приходят случайные люди. Город продвигают бизнес и общественные организации. Цифры по приезду туристов завышаются, это очень хорошо показывает статистика посещения музеев, - заявил «Фонтанке» генеральный директор ООО «Петротур Сервис» Игорь Мазулов. - Мы не центр делового туризма, к нам приезжают с культурно-познавательными целями. Для того, чтобы город стал узнаваем и посещаем, нужно участвовать в выставках и воркшопах не только формально, - то, что сейчас делает Москва. Результат виден: если в Петербурге было падение туристического потока на новогодних каникулах, то в столице — прирост в 50%. На крупнейших туристических событиях, таких как «Интурмаркет», стенд Петербурга самый бедный. Нам не сравниться даже с Алтайским или Краснодарским краем. Такое ощущение, что мы — туристическая провинция».
«У меня двоякое отношение к этому событию. С одной стороны, я рада, что в Петербурге создан комитет по развитию туризма. С другой — мы с нетерпением ждали принятия решение по его руководству. Все делалось тайно, кандидатуры не обсуждались с экспертами. Назначенный руководитель вызывает недоумения — неужели в городе не нашлось ни одного эксперта, достойного занять кресло руководителя комитета. Но пока я его в работе не видела. Для того, чтобы Петербург стал привлекательным для туристов, должна работать связка исполнительной власти, депутатов и экспертного сообщества. Только в таком случае произойдут изменения. Нам нужна программа развития, необходимо развивать социальный туризм, решить вопрос с сезонностью», - считает член комиссии Законодательного собрания по туристской индустрии Ольга Галкина.
Исполнительный директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова уверена, что для привлечения туристов в Петербург необходимо создать комфортные условия и комплексно продвигать город как продукт. «До сих пор по количеству выставок у нас все было хорошо, страдал момент качественного представления. Нужно, например, более четкое понимание того, почему именно эти компании или музеи мы продвигаем. Под комфортными условиями я понимаю целый комплекс мер — начиная от визовых вопросов и заканчивая транспортной доступностью. Например, предоставление выделенных полос для туристических автобусов, создание парковок у музеев. Все эти вопросы уже поднимались. Бизнес часто не просит финансирования, ему нужны техническая помощь и координация от чиновников. Так, для водного «Сити-тура» уже практически созданы корабли, разработаны маршруты. Нужна помощь для получения права на остановки», - заявила она «Фонтанке».