Губернатор Петербурга посетил открытие выставки «Ступени мастерства» в Манеже, организованной Академией живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Встав под картиной «Поляки ведут св. Гермогена в темницу», Георгий Полтавченко начал свою приветственную речь словами классика: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое...» - и вспомнил, как в 70-е годы сам стоял длинную очередь сюда же, на выставку Глазунова.
Губернатор, по собственному признанию, небольшой специалист в искусстве, он оперирует критериями «нравится» или «не нравится», но вот творчество Ильи Сергеевича ему уже более тридцати лет как нравится. В ответном слове Глазунов, которого ведущий церемонии назвал «победившим в жестокой схватке со временем», сделал ответный реверанс: предложил всем собравшимся беречь и ценить таких «государственно мыслящих людей», как губернатор Северной столицы.
Глазунов признался, что очень любит московского мэра Сергея Собянина, но тот в последнее время занят проблемами пробок, а на выставках вместо настоящего искусства показывают, как рубят иконы. А ведь через 20 лет (если будет государственная поддержка, не забыл заметить художник) студенты его Академии напишут такие картины, которые и не снились Европе, давно потерявшей свою школу. И он, которому внешне уже почти сто лет, но внутри по-прежнему двадцать, будет и дальше бороться за великую Россию и её искусство.
Раздухарившись, Глазунов с ходу ответил даже на провокационный вопрос из зала: в петербургской Академии художеств 50% китайцев, а в его академии нет ни одного. Но вовремя остановился, решив не вдаваться в политические дебаты. К тому же Георгий Полтавченко заметил, что с такими длинными речами он не успеет посмотреть выставку.
После некоторого количества препирательств — Глазунов хотел, чтобы ленточку вместе с ним резал губернатор, градоначальник хотел скромно постоять в стороне — глава Академии с возгласом: «За великий Петербург!» - всё же открыл наконец выставку.
Глазунов лично сопровождал Георгия Полтавченко по залу, но призвал на помощь специально подготовленную женщину-экскурсовода. Женщина на протяжении всего губернаторского осмотра сообщала интересные факты о работе, о выполнивших её студентах и преподавателях. Так уж получилось, что в первую очередь вниманию губернатора были предложены несколько картин на религиозную тему — о проповеди Леонтия Ростовского язычникам, о московском чудотворце Блаженном Василии и о святом Гермогене.
Религиозную тематику слегка разбавили портреты Булгакова и Скрябина. Полтавченко осмотрел все два этажа экспозиции, попутно общаясь с преподавателями и студентами Академии. Почти все работы были на классические сюжеты — религиозные или исторические. И лишь одна из них - «Беслан. Списки надежды» имела в основе современную реальность.
Обойдя всю экспозицию и получив в подарок каталог выставки, Георгий Полтавченко собрался было уходить. Но возле выхода к нему с Глазуновым бросился седобородый старец в пиджаке со странными наградами. Попросив разрешения вручить Глазунову награду екатерининских времён, он передал ему медаль «За храбрость и труд», отметив её историческую ценность. Уходящий губернатор на прощание стал свидетелем короткого диалога между обескураженным художником и старцем:
- От кого?
- От совета старейшин!
- Старейшин чего?
- Всея Руси!
На выставке побывал
Михаил Огнев,
«Фонтанка.ру»