Суд Финляндии вынес решение в пользу матери-россиянки: дети Светланы Карелиной, которых с ноября удерживает у себя отец-финн, должны вернуться в Россию. Защитники русских матерей празднуют победу, считая, что впервые финская Фемида была беспристрастна. На самом деле, суд принял решение, руководствуясь исключительно европейским законодательством. Тем же самым, каким были продиктованы предыдущие решения, которые у нас называли антироссийскими.
В понедельник, 11 марта, стало известно решение Надворного суда Хельсинки по делу семьи Тимонен. Дети, живущие у отца в финском городе Йоенсуу, должны вернуться к маме – в Петрозаводск.
– Решение суда принято в соответствии с законодательством Финляндии и Европейского союза, – сообщил «Фонтанке» адвокат Юрки Лейвонен, представлявший Светлану Карелину в суде. – Дети должны быть возвращены к месту законного постоянного проживания. А это – город Петрозаводск.
Это решение прокомментировал и известный финский защитник русских матерей Йохан Бекман, который до сих пор не жаловал судебную систему своей родины.
– Суд принял решение на основе Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, – заявил он «Фонтанке».
Напомним историю Светланы Карелиной и её детей, которая в январе этого года получила огласку как ещё одна драма о бесправной русской маме в жестокой Финляндии. Добавим, что сама Светлана от комментариев на этот счёт воздерживалась, в разговоре с «Фонтанкой» она каждый раз просила подождать, что скажет суд.
Родители 6-летних двойняшек, педиатр Светлана Карелина и пожарный Сергей Тимонен, жили в Петрозаводске. В 2010 году Сергей, этнический финн, решил эмигрировать на родину предков. Они уехали всей семьёй, однако вскоре Светлана с детьми захотела вернуться. Основным мотивом её решения было то, что она хотела работать врачом, а в Финляндии с этим были сложности. Супруги договорились, что дети будут жить в Петрозаводске, но проводить какое-то время с папой. В ноябре прошлого года Светлана отпустила детей в Финляндию – к отцу. Предполагалось, что через неделю Сергей привезёт их обратно. Вместо этого он подал в Карелии иск об определении места жительства детей с ним, а из Финляндии детей просто не отпустил. В январе Светлана попыталась увидеться с детьми, но бывший муж не позволил.
Светлана подала встречный иск в Карелии – и выиграла: суд Петрозаводска постановил, что дети должны жить с ней. Но для этого их надо было вернуть в Россию. А новоявленный финн Сергей не торопился исполнить решение российского суда.
Многочисленные защитники русских матерей называли ситуацию безнадёжной. Разве может финский суд встать на сторону русской матери? Поэтому нынешнее решение по делу Светланы Карелиной называют неожиданным.
– В моей практике, а она достаточно обширна, это случай беспрецедентный, – признал в разговоре с «Фонтанкой» партнер международной юридической фирмы «ДИ СИ ОУ», адвокат Василий Давыдов. – Возможно, это решение объясняется какими-то внутренними процессами в самой Финляндии или изменениями в политической обстановке.
Как объясняет адвокат Светланы Карелиной Юрки Лейвонен, суд вынес решение исключительно на основе финского законодательства.
– Не имело значения ни гражданство детей, ни гражданство родителей, ни то, что отец – безработный, а мать – врач, ни решение суда Петрозаводска, – объяснил он «Фонтанке». – Согласно законам Финляндии и Европейского союза, первостепенное значение в таких делах имеет только один факт: законное место проживания детей. А их законное место проживания – в городе Петрозаводске, а не в Йоенсуу.
Именно поэтому, подчёркнул адвокат, суд постановил, что дети должны вернуться на законное место проживания, то есть – в Петрозаводск.
Если вспомнить другое нашумевшее дело, когда российско-финская семья делила ребёнка через суд, то становится понятно, что и тогда решение было продиктовано не специфическими мотивами – вроде антироссийских настроений, а исключительно европейским законодательством. Напомним, что маленький Антон Салонен постоянно жил с мамой и папой в финском городе Тампере до тех пор, пока мать, Римма Салонен, не увезла его из Финляндии в Балахну под Нижним Новгородом. Последовавшее позже решение финского суда о том, что мальчик должен жить в Финляндии, вписывается в ту самую логику, которой объясняется нынешнее требование вернуть в Петрозаводск Артёма и Соню Тимонен.
Покадети остаются у отца. В соответствии с Гаагской конвенцией, его поступок, вероятно, можно трактовать как похищение детей. Однако адвокат Лейвонен заверил «Фонтанку», что ни Светлана Карелина, ни представители российского посольства в Финляндии не планируют привлекать господина Тимонена к ответственности. Хотя бы потому, что это затянуло бы процесс возвращения детей домой, а Светлана просто хочет, чтобы сын и дочка поскорее были с ней. Если же, добавил адвокат, господин Тимонен станет противиться исполнению судебного решения, то, вероятно, придётся привлекать правоохранительные органы Финляндии и «службу, аналогичную российской службе судебных приставов».
Формально у Сергея Тимонена ещё есть возможность обжаловать решение Надворного суда Хельсинки в Верховном суде Финляндии. Однако выиграть в этой ситуации отцу, по мнению юристов, вряд ли удастся.